Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лозенко И.А.
судей Шароглазовой О.Н., Степановой Е.В.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Крюченко М.Л. к ЖСК N 94 о признании ее членом кооператива, владельцем пая в виде квартиры, о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе представителя Крюченко М.Л. - Михайлова Е.А.
на решение Советского районного суда г.Владивостока Приморского края от 16 декабря 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. По вступлению решения суда в законную силу отменить меры по обеспечению иска, наложенные определением Советского районного суда г.Владивостока от 20.11.2013 в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского краю совершать регистрационные действия (регистрацию перехода права совершать сделки, аренды, залога (ипотека) и т.п.) на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" , общей площадью 44,9 кв.м., а также в виде запрета ЖСК N 94 осуществлять любые действия, направленные на отчуждение или обременение правами третьих лиц квартиру, расположенную по адресу: "адрес" , общей площадью 44,9 кв.м.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., объяснения представителя Крюченко М.Л. - Михайлова Е.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей ЖСК N 94 Симоненко Н.В., Котрехова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истица обратилась в суд с названным иском, в обоснование своих требований указала, что 23.07.2013 она обратилась в ЖСК N 94 с заявлением о принятии ее в члены ЖСК N 94. Основанием обращения послужило заявление её отца Крюченко Л.С. к ответчику от 04.03.2007, которым сообщалось о передаче пая от Крюченко Л.С. - Крюченко М.Л. Во исполнение заявления от 04.03.2007 ответчик передал Крюченко М.Л. квартиру N , общей площадью 44,9 кв.м. в многоквартирном доме "адрес" , что подтверждается справкой ответчика N 244 от 26.03.2008, актом приема-передачи квартиры от 25.05.2007, составленным между истцом и ответчиком. Получив квартиру по акту приема-передачи от 25.05.2007, она вселилась в квартиру, приняла ее во владение и пользование, исполняла обязанности по внесению дополнительных взносов в кассу кооператива, как его член, по требованию кооператива, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам, выданным ЖСК N 94 за период с 13.10.2008 по 13.04.2011. Заявление отца истицы от 04.03.2007 основано на праве владельца пая распорядиться своим паем, как имущественным правом не ограниченным в обороте, в том числе, Уставом ЖСК N 94. Факт дарения подтверждается самим заявлением дарителя в адрес третьего лица ЖСК N94. Во время подачи заявления дом "адрес" не был сдан в эксплуатацию, в силу чего какого-либо специального оформления сделки, ее государственной или нотариальной регистрации, не требовалось. Крюченко Л.С. передал своей дочери пай, то есть имущественное право, квартира, как объект недвижимости, стала объектом гражданского оборота после сдачи дома в эксплуатацию с 21.10.2008. Истица, получив кадастровый паспорт помещения от 18.02.2011, обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю за государственной регистрацией права собственности на квартиру. Уведомлением от 17.03.2011 N01/034/2011-184 приостановлена государственная регистрация прав по причине отсутствия Крюченко M.Л. в списке членов ЖСК N 94, имеющегося в распоряжении Управления, отсутствия решения общего собрания членов ЖСК о приеме в члены ЖСК Крюченко М.Л., о распределении ей квартиры. До настоящего времени ЖСК N 94 принимает от Крюченко М.Л. денежные средства, однако ответчик не внес изменения в список членов ЖСК N 94 о распределении ей квартиры, не предоставил указанные сведения в Управление Росреестра по Приморскому краю, отказывает в рассмотрении заявления о принятии ее в члены ЖСК N 94. Полагала, что действия ответчика незаконны, нарушают ее право на членство в ЖСК, препятствуют ее праву на получение квартиры как члена кооператива, оформлению квартиры в собственность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просила суд признать её членом ЖСК N 94 и владельцем пая в виде квартиры N , общей площадью 44,9 кв.м. в многоквартирном доме "адрес" , а также признать бездействие Правления и Председателя Правления ЖСК N 94 незаконными.
Представитель истицы Михайлов Е.А в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснил, что протокол от 07.08.2013 в отношении Крюченко M.Л. не соответствует ч. 2 ст. 121 ГК РФ. Считал, что решение членов правления ЖСК N 94 является незаконным и недействительным. Право на квартиру истица приобрела по договору дарения пая от своего отца от 04.03.2007, когда дом еще не был введен в эксплуатацию. Отец истицы Крюченко Л.C. имел право распоряжаться своим имуществом. С заявлением об оформлении пая обращалась сама истица 04.03.2007. Сам ответчик признавал Крюченко М.Л. членом кооператива, принимая от нее оплату, что подтверждается квитанциями.
Представители ответчика ЖСК N 94 Котрехов С.Н. и Симоненко Н.В. исковые требования не признали, пояснили, что 23.07.2013 Крюченко М.С. было подано заявление о приеме ее в члены кооператива на основании личного заявления от 04.03.2007 ее отца Крюченко Л.C. пай в отношении однокомнатной квартиры N был передан Крюченко M.JL, которая была передана ей по акту приема-передачи от 25.05.2007, однако вопрос о ее членстве в кооперативе не был разрешен в установленном законом порядке. 07.08.2013 на заседании Правления членов ЖСК-94 был рассмотрено заявление Крюченко M.Л. о приеме ее в члены ЖСК-94, в результате рассмотрения заявления было принято единогласное решение об отказе в приеме ее в члены ЖСК-94 и передаче ее заявления на утверждение Общего собрания членов ЖСК-94. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Владивостока от 22.07.2013, которым Крюченко M.Л. отказано в иске о признании права собственности на спорную квартиру. Исковые требования в части признания Крюченко M.Л. владельцем пая в виде спорной квартиры также не подлежат удовлетворению, поскольку до 21.05.2012 членом ЖСК-94 являлся Крюченко Л.C. - отец Крюченко M.Л. Общим собранием членов ЖСК - 94 от 21.05.2012 было принято решение за грубое неисполнение членом ЖСК-94 Крюченко Л.С. без уважительных причин своих обязанностей по своевременному внесению паевых взносов на строительство дома, в связи с длительным нарушением сроков оплаты паевых взносов на строительство квартиры, исключить из членов кооператива Крюченко Л.C. и выплатить ему в соответствии с решениями общего собрания членов ЖСК-94 сумму пая в размере 157 044 руб.
Третье лицо Клунко Ю.Н. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, причины не явки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие не поступало, и при таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Крюченко М.Л., ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Крюченко М.Л. не относится к категории граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива.
Такой вывод суда по делу является правильным, основанным на правильном применении норм материального права и подтвержденный материалами дела.
В соответствии с ч.1, 2 ст.121 ЖК РФ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Обращаясь в суд с данным иском, Крюченко М.Л. в его обоснование указала, что фактически ее отец Крюченко Л.С. подарил спорную квартиру, которую она приняла в дар, исполняла обязанности по внесению дополнительных взносов.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на основании заявления от 04.03.2007 Крюченко Л.С. просил оформить однокомнатную квартиру на его дочь Крюченко М.Л.
Из акта приема-передачи от 25.05.2007 следует, что квартира "адрес" от ЖСК N 94 передана Крюченко M.Л.
Согласно справке N 244 от 26.03.2008, Крюченко M.Л. является членом ЖСК N 94, паевой взнос оплатила в полном объеме.
Решением общего собрания от 21.05.2012 Крюченко Л.C. был исключен из членов кооператива за грубое неисполнение без уважительных причин обязанностей по внесению паевых взносов на строительство дома и решено ему выплатить пай в размере 157 044 руб.
Протоколом заседания членов Правления ЖСК N 94 от 07.08.2013 Крюченко M.Л. отказано в приеме в члены ЖСК N 94 (л.д. 21).
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11.10.1991 N 11 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно - строительными кооперативами" право пользования жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов основано на членстве гражданина в кооперативе, а в случае полной выплаты паевого взноса - на праве собственности на квартиру.
Учитывая указанное, судебное коллегия полагает, что доводы истицы о том, что спорная квартира была передана ей по договору дарения Крюченко Л.С., являются несостоятельными, поскольку указанное жилое помещение не принадлежало Крюченко Л.С. и оно не могло быть передано истице, так как он был исключен из членов ЖСК в связи с неуплатой паевых взносов.
Помимо изложенного, суд первой инстанции верно сослался на решение Советского районного суда г.Владивостока Приморского края от 22.07.2013, имеющего преюдициальное значение, которым в признании права собственности на квартиру "адрес" Крюченко М.Л. отказано.
Из данного судебного акта следует, что членом кооператива являлся отец истицы Крюченко Л.С., который квартирой не пользовался, имел задолженность по паевому взносу, в связи с чем был исключен из членов кооператива.
Как следует из выписки из ЕГРП, 27.11.2013 право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" , общей площадью 44,9 кв.м. зарегистрировано за Клунко Ю.Н. (л.д. 20).
Иные доводы апелляционной жалобы представителя истицы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда в обжалуемых ими частях, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Владивостока Приморского края от 16 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Крюченко М.Л. - Михайлова Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.