судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Марченко О.С., Горбенко Т.Н.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлюк В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края о назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе ответчика ГУ-УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края
на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 января 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
На ГУ-УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края возложена обязанность включить Михайлюк В.Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы в должности диетсестры в Пограничной центральной районной больнице пгт. Пограничный с 26.10.1984 по 12.07.1985, с 15.07.1985 по 12.02.1986, с 10.07.1986 по 04.10.1986 в льготном исчислении как 1 год 10 мес. 22 дня.
На ГУ-УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края возложена обязанность назначить Михайлюк В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 03.10.2013.
С ГУ-УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края в пользу Михайлюк В.Н. взысканы судебные расходы в размере 10200 руб.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлюк В.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что 3.10.2013 она подала в ГУ-УПФ РФ по ЛГО ПК заявление о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением ГУ УПФ РФ по ЛГО ПК от 17.10.2013. N 707 ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, поскольку на дату обращения за назначением пенсии у нее отсутствовала требуемая продолжительность специального стажа. Засчитано в специальный стаж 28 лет 3 месяца и 14 дней. В специальный трудовой стаж не включены период работы истицы в должности диетсестры в Пограничной центральной районной больнице пгт. Пограничный: с 26.10.1984 по 12.07.1985 (8 месяцев 16 дней), с 15.07.1985 по 12.02.1986. (6 месяцев 27 дней), с 10.07.1986 по 4.10.1986 (2 месяца 24 дня). Просила суд обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж работы, а также произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения в ГУ- УПФ РФ по ЛГО ПК. Полагает, что поскольку стаж ее работы с 12.04.1988 по 8.12.1994 в должности палатной медсестры в краевой психиатрической больнице N2 попадает под Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, она также имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Причем согласно указанного пункта в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Полагает, что необходимая продолжительность специального стажа с учетом указанных периодов у нее имеется.
В судебном заседании истец и ее представитель Бирюков Ю.Б. на иске настаивали.
Представители ответчика ГУ - УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края Ловейко Е.А., Воробей В.В. в судебном заседании с иском не согласились. Пояснили, что истица при обращении с заявлением в ГУ-УПФ РФ по ЛГО ПК конкретно указала, что претендует на назначение досрочной пенсии как лицо, осуществляющее лечебную деятельность (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Истице засчитано в специальный стаж 28 лет 3 месяца и 14 дней. Доказательств того, что должность диетсестра относится к медицинскому персоналу, не представлено. Таким образом, требования истца о назначении досрочной пенсии по указанному основанию удовлетворению не подлежат. Период нахождения в отпуске с 13.07.1985 по 14.07.1985 исключен и посчитан правильно как 2 дня. В решении ГУ УПФ РФ по ЛГО ПК от 17.10.2013 N 707 опечатка указано 12 дней. В случае назначения досрочной пенсии на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с уменьшением возраста 55 лет на 3 года (1 год за каждые 2 года работы по Списку N2) истица имеет право на указанную пенсию при достижении возраста 52 года. Таким образом, требования истца о назначении досрочной пенсии по указанному основанию удовлетворению не подлежат.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Согласно статье 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Михайлюк В.Н. в период с 26.10.1984 по 12.07.1985, с 15.07.1985 по 12.02.1986, с 10.07.1986 по 04.10.1986 работала в должности диетсестры Пограничной центральной районной больнице пгт. Пограничный.
Истица обратилась в ГУ-УПФ по ЛГО ПК с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости. Решением ГУ-УПФ по ЛГО ПК от 17.10.2013 в назначении пенсии было отказано по причине недостаточности стажа работы, связанного с лечебной деятельностью. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены указанные выше периоды работы Михайлюк В.Н. в Пограничной центральной районной больнице.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что периоды работы истицы в должности диетсестры подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение песни.
Судебная коллегия находит такое суждение по делу верным.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью" определялось право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения до 14 ноября 2002 года
Согласно разделу 3 указанной Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, должность медицинской сестры диетической отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Следует учесть, что общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86016), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016 (утратил силу 1 января 1996 года), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск I), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года " 102/6-142 (утратил силу 21 августа 1998 года), была предусмотрена такая должность как "сестра медицинская диетическая" (код 24719).
Разделом наименование должностей в действующих штатных нормативах Приказа Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 года N 693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" должность диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию, изменена на должность в соответствии с номенклатурой - диетическая медицинская сестра.
Спорные периоды работы Михайлюк В.Н. подлежат включению в специальный трудовой стаж в соответствии с разделом 2 (врачи и другие медицинские работники) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), действовавшего в период работы истицы в качестве диетсестры, которым предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для медицинских сестер больничных учреждений всех типов вне зависимости от наименования должности.
Указанный спорный период на основании пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и пункта 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" подлежит включению в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
Указанный Перечень подлежит применению в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного, ссылки в жалобе на то, что должность диетсестры не отнесена к среднему медицинскому персоналу, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Указание в жалобе на то, что расходы по оплате услуг представителя являются завышенными, судебная коллегия полагает несостоятельной.
В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Оценив представленные доказательства, с учетом объема оказанных юридических услуг, категории дела, количества судебных заседаний, принципа разумности и справедливости суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда и иному толкованию норм права, что не свидетельствует о неправильно принятом решении.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ-УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.