Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Ильиных Е.А., Туктамышевой О.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горпенко ФИО7 об оспаривании решения должностного лица администрации "адрес" по апелляционной жалобе представителя администрации "адрес" на решение Дальнереченского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ , которым требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации "адрес" и решение муниципального служащего - первого заместителя мэра "адрес" по городскому хозяйству, отказавшим в рассмотрении на межведомственной комиссии для оценки муниципального жилищного фонда заявления Горпенко С.А. о соответствии (несоответствии) помещения, расположенного по "адрес" , требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодность (непригодность) для проживания; на администрацию "адрес" возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Горпенко С.А.; на межведомственную комиссию администрации "адрес" для оценки муниципального жилищного фонда обязанность рассмотреть заявление Горпенко С.А. о признании непригодным (пригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по "адрес" и принять решение в соответствии с требованиями законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горпенко С.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в городскую межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания было подано заявление о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" , непригодным для проживания с приложением нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, копии плана жилого помещения, технический паспорт. ДД.ММ.ГГГГ по почте он получил письменное сообщение первого заместителя мэра "адрес" по городскому хозяйству Чернышова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в удовлетворении обращения, где указано, что жилой "адрес" к муниципальному жилищному фонду не относится. С данным решением не согласен. В соответствии с постановлением Правительства N от ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции - относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Полагает, что должностными лицами администрации "адрес" допущено бездействие по не рассмотрению его обращения в установленном порядке, что нарушает его права на оценку соответствия частного жилого помещения установленным требованиям. Просил признать незаконным бездействие администрации "адрес" и решение ее муниципального служащего, отказавшегося рассмотреть на межведомственной комиссии для оценки муниципального жилищного фонда заявление Горпенко С.А. о соответствии (несоответствии) помещения, расположенного по адресу: "адрес" , требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания; возложить на межведомственную комиссию администрации "адрес" для оценки муниципального жилищного фонда обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания ее рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания помещения, расположенного по "адрес" , по существу и принять решение в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации "адрес" , представившего письменные возражения.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация "адрес" , в апелляционной жалобе представителем ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд, оценивая представленные доказательства, верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и, установив нарушение прав и интересов Горпенко С.А. со стороны администрации "адрес" , и в соответствии с пунктом 1 статьи 258 ГПК РФ вынес законное решение.
Согласно материалам дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права 27-АВ N от ДД.ММ.ГГГГ Горпенко С.А. является собственником доли 1/2 в праве общей долевой собственности на объект права - жилой дом, назначение: жилое 1-этажное, общей площадью ... кв м, по адресу: "адрес" .
ДД.ММ.ГГГГ Горпенко С.А. обратился в администрацию "адрес" с заявлением, в котором просил дать указание городской межведомственной комиссии признать жилое помещение по "адрес" непригодным для проживания. К заявлению были приложены нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, копия плана на жилое помещение, технический паспорт.
Письмом первого заместителя мэра города по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N Горпенко С.А. было сообщено, что в соответствии с постановлением Мэра "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N на заседании городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, рассматриваются вопросы о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции жилых домов муниципального жилищного фонда. Жилой "адрес" к муниципальному жилищному фонду не относится, в связи с чем оснований для рассмотрения на заседании городской межведомственной комиссии вопроса о проведении оценки соответствия жилого "адрес" РФ от ДД.ММ.ГГГГ N у городской межведомственной комиссии нет.
Положениями Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 5), при этом, в частности, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (пункт 11 статьи 12), а к полномочиям органов местного самоуправления - признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8 части 1 статьи 14).
В силу части 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, единственным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
В соответствии с пунктами 2 и 7 Положения оно распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, а признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. При этом, на орган местного самоуправления возлагается обязанность по созданию комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из буквального толкования данного пункта следует, что Положение распространяется, в том числе, и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
Кроме того, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8 Положения).
Из вышеприведенных норм следует, что в силу действующего законодательства, вопросы признания непригодными для проживания жилых помещений как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции местного самоуправления, и иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями, законодателем не предусмотрено.
Как следует из представленных материалов, постановлением Мэра "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении организации работы по вопросам признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания" создана городская межведомственная комиссия, которой делегированы полномочия по оценке соответствия жилых помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что у межведомственной комиссии при администрации "адрес" нет соответствующих полномочий по оценке соответствия частного жилищного фонда установленным требованиям, вместе с тем, при администрации "адрес" иной комиссии для решения данного вопроса не создано.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что принадлежность жилого помещения к частному жилищному фонду не снимает обязанности с органа местного самоуправления по его обследованию и оценке на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признается правомерным.
При этом, необоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что поскольку заявителем в межведомственную комиссию предоставлен не полный комплект документов, оснований для рассмотрения его обращения не имеется.
В соответствии с пунктом 45 вышеприведенного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Вместе с тем, судом установлено, что первым заместителем Мэра города по городскому хозяйству в ответе от ДД.ММ.ГГГГ N на обращение Горпенко С.А. в качестве причины отказа в рассмотрении вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания указано не отнесение "адрес" к муниципальному жилищному фонду. Таким образом, в рассмотрении обращения заявителя отказано до начала изучения его по существу и определения перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что не проведением оценки состояния жилого дома, находящегося в собственности заявителя, нарушаются жилищные права Горпенко С.А., в связи с чем, отказ администрации "адрес" в проведении оценки состояния частного жилого дома по причине не отнесения объекта недвижимости к муниципальному жилищному фонду является незаконным.
В данном случае правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.