Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Бичуковой И.Б., Завальной Т.Ю.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оплятова А.В. к администрации городского округа Спасск-Дальний о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" ,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Спасск-Дальний на решение Спасского районного суда Приморского края от 13 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения представителя администрации городского округа Спасск-Дальний, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Оплятов А.В. обратился в суд иском к администрации городского округа Спасск-Дальний о признании права пользования жилым помещением и о понуждении к заключению договора социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что является военнослужащим Вооруженных сил РФ и проходит службу по контракту в войсковой части N . Квартирно-эксплуатационным органом Министерства обороны его семье в порядке очереди было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , на которое 08.09.05 был заключен договор найма служебного жилого помещения. На его обращение в сентябре 2013 года к главе администрации городского округа Спасск-Дальний с заявлением о заключении договора социального найма указанного жилого помещения, получил отказ по причине того, что договор найма служебного помещения был заключен на период прохождения военной службы на территории городского округа Спасск-Дальний, а воинская часть N в августе 2012 года передислоцирована в г. Уссурийск Приморского края, с требованием до 29.11.13 освободить жилое помещение. Однако, жилое помещение предоставлялось ему на период срока службы в в/ч N , в которой он проходит службу по настоящее время, никакое другое жилье ему не предоставлялось. Полагал, что факт принятия решения о передаче служебных помещений, которые находились в государственной собственности в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Просил суд обязать администрацию городского округа Спасск-Дальний заключить с ним и его семьей договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" .
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Пояснил, что контракт о прохождении военной службы в в/ч "адрес" с ним заключен на 10 лет, то есть по 23 апреля 2016 года. Проживая в предоставленной ему квартире, он исправно оплачивает все коммунальные платежи.
Представитель истца исковые требования поддержала. Пояснила, что переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. При передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений находившихся в государственной собственности, они утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Представитель ответчика исковые требования не признала. Указала, что 17.09.07 в собственность городского округа была принята квартира N в жилом доме N по "адрес" . Согласно справке администрации городского округа от 04.12.13 N , истец и члены его семьи на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоят, оснований для заключения с ними договора социального найма не имеется. С заявлением об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду истец не обращался. В удовлетворении иска просила отказать.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 13 января 2014 года исковые требования удовлетворены. На администрацию городского округа Спасск-Дальний возложена обязанность заключить с Оплятовым А.В. и членами его семьи Оплятовой М.Ю., Оплятовой В.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" .
С данным решением не согласилась администрация городского округа Спасск-Дальний, ее представителем подана апелляционная жалоба.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения не имеется.
Из материалов дела следует, что Оплятов А.В. является военнослужащим и по настоящее время проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в воинской части N по контракту, заключенному на срок 10 лет с 24.04.06 по 23.04.16.
08.09.05 между ним и Спасской КЭЧ был заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому на основании решения N от 05.09.05 Оплятову А.В. и членам его семьи предоставлено жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны России, расположенное по адресу: "адрес" на период до срока службы в в/ч N .
На основании распоряжения главы администрации городского округа Спасск-Дальний N от 17.09.07 в реестр казны городского округа Спасск-Дальний включен жилищный фонд социального назначения, принятый в муниципальную собственность городского округа Спасск-Дальний от Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" и Спасской квартирно-эксплуатационной части, в том числе спорная квартира.
Вселившись с семьей в предоставленную ему по договору найма служебного жилого помещения квартиру, Оплятов А.В. проживает в ней и производит за нее и получаемые коммунальные услуги оплату по квитанциям, выставляемым на открытый лицевой счет N .
Обратившись 15.10.13 в администрацию городского округа Спасск-Дальний с заявлением о заключении с ним и его семьей договора социального найма на указанную квартиру, Оплятов А.В. получил ответ от 31.10.13, согласно которому оснований для заключения с ним данного договора не имеется.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Установив, что истец не имеет другого жилья, находящегося у него в собственности или занимаемого им по договору социального найма, а после передачи служебного жилого помещения в муниципальную собственность статус жилого помещения изменился, суд пришел к выводу о том, что между истцом и ответчиком фактически установились отношения социального найма по пользованию спорным жилым помещением, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия считает указанный вывод обоснованным.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Несмотря на то, что в указанной норме отсутствуют указания на жилые помещения, использующиеся в качестве служебных, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, находившихся в государственной собственности и закрепленных за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Передача жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, закрепленного за Спасской квартирно-эксплуатационной частью, в собственность городского округа Спасск-Дальний для социального использования подтверждает данное обстоятельство.
В связи с этим, на основании статьи 7 ЖК РФ к спорным правоотношениям также применимы по аналогии закона положения статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, переданная в муниципальную собственность квартира по адресу: "адрес" с момента передачи утратила статус служебного жилого помещения и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поскольку истец и его семья были вселены в квартиру по решению государственного органа и приобрели право пользования ею по одному из оснований, предусмотренных статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, вопрос о предоставлении им указанной квартиры в соответствии с главой 7 настоящего кодекса, регламентирующей основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, разрешаться вновь не должен.
С учетом того, что с истцом, проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, договор социального найма должен быть заключен в силу Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", доводы апелляционной жалобы о том, что истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 13 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Спасск-Дальний - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.