судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Ельницкой Н.Н., Марченко О.С.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Владивостока в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации города Владивостока, Муниципальному унитарному предприятию города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам администрации г. Владивостока, МУПВ "ВПЭС"
на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 6 февраля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично: на администрацию г. Владивостока возложена обязанность обеспечить котельную N 41, расположенную по адресу: "адрес" резервным источником электроснабжения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении требований МУПВ "ВПЭС" отказано.
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., прокурора Звягинцеву Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился с вышеназванным иском в суд, указав, что котельная N 41, расположенная в "адрес" является муниципальным имуществом и передана для осуществления теплоснабжения объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения МУПВ "ВПЭС" по договору N ХВ-ПР-217 от 13.01.2010. Данная котельная оснащена электропринимающим оборудованием, посредством которого обеспечивается функционирование системы водонагревательных котлов и насосов. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что котельная N 41 в нарушение требований "Правил устройства электроустановок", утвержденных приказом Минэнерго РФ N 204 от 8.07.2002, не имеет второго ввода электропитания, независимого от основного, а также резервного источника электропитания на случай выхода из строя основного, что в свою очередь не обеспечивает надежности теплоснабжения. Неисполнение ответчиками обязанности по обеспечению котельной резервными источниками электропитания не позволит предотвратить чрезвычайную ситуацию, обеспечить бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения в г. Владивостоке и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на безопасные условия проживания, создает предпосылки для возникновения на территории городского округа чрезвычайной ситуации и угрозы нарушения прав проживающих в нем граждан. Просил суд обязать ответчиков обеспечить котельную N 41, расположенную по адресу: "адрес" электроснабжением от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Прокурор в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, указав, что наличие передвижных дизельных генераторов, каждый из которых в случае аварии должен обеспечить электропитанием несколько котельных, не указывает на выполнение ответчиками требований действующего законодательства.
Представитель администрации г. Владивостока возражал против заявленного иска, пояснил, что котельная являющаяся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, была введена в эксплуатацию до принятия Правил устройства электроустановок, на которые ссылается истец. Согласно пункту 1.1.1 Правил, применение для действующих электроустановок требований настоящих Правил носит исключительно рекомендательный характер. Кроме того, различные требования к устройству электроприемников предусмотрены в зависимости от категории надежности. При этом категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования, а проектная документация спорной котельной отсутствует. Резервное электроснабжение этой котельной обеспечено передвижным дизельным электрогенератором, таким образом, установленные нормы и правила не нарушены.
Представители МУПВ "ВПЭС" с требованиями также не согласились, указав, что котельная действительно обслуживается их предприятием, однако переданное МУПВ "ВПЭС" недвижимое имущество находится в собственности администрации г. Владивостока. До настоящего времени договор о передаче имущества на праве хозяйственного ведения не зарегистрирован, следовательно, не имеет юридической силы. Проектная документация на указанную котельную в МУПВ "ВПЭС" не передавалась. Однако если учесть, что при ее вводе в эксплуатацию такое разрешение было дано, есть основания полагать, что данная котельная на момент ввода соответствовала всем требованиям, и оснований для применения дополнительных норм нет.
Представитель Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица возражал против иска, пояснив, что котельная N 41, расположенная в "адрес" является муниципальным имуществом и включена в реестр муниципальной собственности.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились администрациия г. Владивостока, МУПВ "ВПЭС", их представителями поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ч.1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях ( подпункты "г"" и "ж" пункта 2 статьи 11 вышеуказанного закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, котельная N 41 , расположенная "адрес" , является муниципальной собственностью г. Владивостока, не обеспечена резервным источником электропитания, что противоречит Правилами устройства электроустановок, утвержденным приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года N 204.
В соответствии с пунктом 1.2.7 Правил приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно пункту 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Изсостава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В судебном заседании установлено, что котельная N 41 относится к котельной 2 категории, и не обеспечена резервным источником питания.
В силу пункта 1.2.20 Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку котельная N 41 в нарушение указанных выше требований Правил обеспечена лишь одним источником питания, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит такое суждение по делу верным.
Обсуждая доводы апелляционных жалоб о том, что применительно к действующим котельным Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года N 204, могут применяться только в случае их модернизации в соответствии с определенной технической документацией в объеме, предусмотренном Правилами, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Согласно пункту 1.1.1 Правил устройства электроустановок данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил. Вместе с тем, указанным пунктом также определено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Из указанной нормы следует, что в целях обеспечения требований безопасности Правила применяются в том числе, ко всем действующим электроустановкам.
Ссылки в жалобах на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих категорию электропримеников, признаются судебной коллегией необоснованными, поскольку актом проверки от 06.11.2013 установлено, что котельная N 41 относится к котельной 2 категории. Содержание указанного акта стороной ответчика допустимыми доказательствами не опровергнуто.
Указание в жалобах на то, что резервное электроснабжение котельной обеспечивается с помощью передвижных источников питания, по мнению судебной коллегии, не может повлечь за собой отмену постановленного по делу решения, так как данный способ резервного обеспечения электроснабжения Правилами устройства электроустановок не предусмотрен.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 6 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, МУПВ "ВПЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.