Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Дорохова А.П., Украинцевой С.Н.
при секретаре Клюгер Т. И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Ольгинского района Приморского края о признании результатов выборов недействительными по апелляционному представлению прокурора и апелляционным жалобам Полетаева Н.Н. , Романченко Д.Д. на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 17 октября 2013 года, которым заявление прокурора удовлетворено частично: решение территориальной избирательной комиссии Ольгинского района от 10 сентября 2013 года N "О результатах выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному округу N " (в редакции решения N от 12 сентября 2013 года) признано незаконным и отменено; признаны недействительными результаты выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N на избирательном участке N ; на территориальную избирательную комиссию Ольгинского района возложена обязанность, принять решение о результатах выборов депутатов Думы Ольгинского района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N в соответствии с действующим избирательным законодательством. В удовлетворении остальной части заявления прокурору отказано.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., выслушав прокурора Комарову О.Н., поддержавшую доводы апелляционного представления; объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Ольгинского района Тимоничевой Ю.П., возражавшей против апелляционного представления прокурора и поддержавшей доводы апелляционных жалоб Полетаева Н.Н. и Романченко Д.Д.; объяснения представителя избирательной комиссии Приморского края Охотникова Р.А., поддержавшего апелляционное представление прокурора в части доводов о незаконности выборов депутатов Ольгинского района по многомандатным избирательным округам N и N по основанию нарушений законодательства при образовании избирательных округов и апелляционные жалобы Полетаева Н.Н., Романченко Д. Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
на территории Ольгинского муниципального района Приморского края 8 сентября 2013 года состоялись выборы депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва.
Решениями территориальной избирательной комиссии Ольгинского района (ТИК Ольгинского района) от 10 сентября 2013 года N "О результатах выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N " (в редакции решения от 12 сентября 2013 года N ), N "О результатах выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N " (в редакции решения от 12 сентября 2013 года N ) Бородулин А.А., Бурик М.Н., Коротков А.Е., Андрюк В.М., Полетаев Н.Н., Романченко Д.Д. признаны избранными депутатами Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва как получившие наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Прокурор считает данные решения незаконными и подлежащими отмене, а также недействительными итоги голосования на избирательном участке N , входящем в многомандатный избирательный округ N , в связи с нарушением избирательного законодательства в период избирательной кампании, в день голосования и при формировании схемы избирательных округов: кандидат в депутаты Думы Ольгинского муниципального района по избирательному округу N ... 4 сентября 2013 года представил в территориальную избирательную комиссию экземпляр агитационного материала с изображением другого кандидата Полетаева Н.Н. без его согласия на использование изображения, допустив нарушение правил предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 9 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме". Аналогичное нарушение допущено территориальной избирательной комиссией с изображением кандидата ... , представленного 4 сентября 2013 года кандидатом в депутаты Полетаевым Н.Н. ТИК Ольгинского района не приняла надлежащих мер по пресечению распространения незаконных агитационных материалов. Допущены нарушения избирательного законодательства, не позволяющие с достоверностью установить волеизъявление избирателей в день голосования 8 сентября 2013 года на выборах депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N на избирательном участке N : с момента открытия помещения для голосования отсутствовали образцы заполненных избирательных бюллетеней с приведенными вариантами их заполнения, что, по мнению прокурора, воспрепятствовало реализации избирательных прав граждан, поскольку они не были проинформированы о количестве принадлежащих им голосов. Часть заявлений избирателей о предоставлении возможности голосовать вне помещения голосования не соответствуют требованиям закона: в одном заявлении не указаны дата и орган, выдавший паспорт, в другом заявлении не указан номер избирательного округа, по которому выдан бюллетень, в трех заявлениях неверно указан номер избирательного округа. С нарушением закона выдано не менее пяти избирательных бюллетеней. В акте участковой избирательной комиссии N , составленном по окончании голосования с учетом голосов из переносного ящика для голосования, сведения о количестве испорченных избирателями бюллетеней отсутствуют. О допущенных нарушениях 8 сентября 2013 года в 19.30 часов в участковую избирательную комиссию N поступила жалоба члена этой же комиссии с правом совещательного голоса ... , однако решение по ней в день голосования принято не было, нарушения не устранены. Участковой избирательной комиссией N не оборудовано надлежащим образом помещение для голосования: переносной ящик для голосования не находился в поле зрения членов участковой комиссии, на что ... в день голосования 8 сентября 2013 года в 10.30 часов подана жалоба, которая была принята только 9 сентября 2013 года, допущенные нарушения не были устранены в день голосования. Решение участковой избирательной комиссии от 9 сентября 2013 года N о рассмотрении жалобы ... не мотивированно, оно не содержит сведений о конкретных действиях избирательной комиссии по устранению указанных в жалобе нарушений избирательного законодательства. Допущены нарушения при подведении итогов голосования: оглашая содержание отметок избирателей в избирательных бюллетенях, члены избирательной комиссии N не представляли бюллетени для визуального контроля всем присутствовавшим лицам, по данному факту 8 сентября 2013 года в 21.50 часов в ТИК Ольгинского района поступила жалоба члена избирательной комиссии ... Данное нарушение, по мнению прокурора, влечет невозможность достоверного определения результатов волеизъявления избирателей. Недействительность итогов голосования, результатов выборов на избирательном участке N в силу подпункта "б" пункта 9 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ влечет недействительность итогов голосования, результатов выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N Кроме того, при формировании многомандатных избирательных округов на территории Ольгинского муниципального района допущены грубые нарушения избирательного законодательства, которые влекут невозможность выявить действительную волю избирателей. По состоянию на 1 июля 2012 года на территории Ольгинского муниципального района было зарегистрировано 8815 избирателей. С учетом количества подлежащих замещению мандатов и образованных избирательных округов, средняя норма представительства избирателей составляет 587,6, следовательно, должны быть образованы избирательные округа с численностью избирателей от 1705 до 1821. Между тем решением Думы Ольгинского муниципального района от 18 декабря 2012 года N 448 утверждена схема избирательных округов, согласно которой численность избирателей в многомандатном избирательном округе N 4 составляет 1527 избирателей, в многомандатном избирательном округе N - 1982 избирателя. Несоблюдение нормы представительства повлекло нарушение принципа равного избирательного права при проведении выборов. Согласно схеме избирательных округов ни в один из образованных избирательных многомандатных округов не включено село Щербаковка, однако постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 17 января 2013 года N на территории данного села образован избирательный участок N , результаты голосования на котором учтены в сводной таблице результатов выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N . Таким образом, в голосовании на выборах по избирательному участку N принимали участие избиратели, не обладающие активным избирательным правом на территории данного округа.
В дополнение к заявлению прокурор указал на то, что в день голосования на избирательном участке N многомандатного избирательного округа N избирательной комиссией с нарушением закона выдано 12 избирательных бюллетеней, в список избирателей незаконно включены 9 избирателей, сведения о них не заверены подписью председателя участковой комиссии, в списке отсутствуют полные сведения об адресе места их жительства.
Прокурор считает, что перечисленные нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатным избирательным округам N имеют неустранимый и необратимый характер, они повлекли невозможность выявить действительную волю избирателей, поэтому прокурор просит признать недействительными итоги голосования, результаты выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N на избирательном участке N ; отменить решение ТИК Ольгинского района от 10 сентября 2013 года N "О результатах выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N " (в редакции решения от 12 сентября 2013 года N ) и решение ТИК Ольгинского района N "О результатах выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N " (в редакции решения от 12 сентября 2013 года N ).
И.о. прокурора Ольгинского района Егоров Д.В. и прокурор прокуратуры Приморского края Пляскин А.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, полагая, что выявленные нарушения являются существенными и непосредственно повлияли на волеизъявление граждан.
Председатель ТИК Ольгинского района Тимоничева Ю.П. возражала в судебном заседании против заявления прокурора, представила письменные возражения, полагая, что нарушений, которые могли бы повлечь признание недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N на избирательном участке N , допущено не было. Кандидаты в депутаты ... и Полетаев Н.Н. были выдвинуты одним избирательным объединением политической партией "Единая Россия", их агитационный материал объединен, поэтому их изображения могут быть использованы друг другом без письменного согласия. В течение всей избирательной кампании избиратели информировались о порядке голосования и числе принадлежащих им голосов посредством информационных листов, публикации в прессе, а также членами комиссии. На заявлении о голосовании вне помещения для голосования избирателем должны указываться серия и номер паспорта, а после проведения голосования вносятся те же данные. Число бюллетеней в переносном ящике соответствовало числу заявлений избирателей, испорченных бюллетеней не было, поэтому строка в акте о проведении голосования не заполнялась, оснований для признания недействительными всех бюллетеней, находящихся в переносном ящике, не было; оглашение отметок избирателей в бюллетенях проводилось в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 67 Федерального закона N 67-ФЗ; сформированы избирательные округа на основании решения Думы N 448 от 18 декабря 2012 года о схеме округов, опубликованного в прессе, с графическим изображением. Село Щербаковка отсутствует только в текстовой части описания границы округа N , в графическом изображении оно отнесено к округу N ; нарушения, указанные в заявлениях ... , считает незначительными. Просила в удовлетворении заявления прокурору отказать.
В судебном заседании представитель участковой избирательной комиссии N Ионова Н.В. не согласилась с заявленными требованиями по основаниям, изложенным представителем ТИК Ольгинского района.
Представители избирательной комиссии Приморского края Гладких Т.В. и Камаева Н.В. просили отказать в удовлетворении заявления прокурора о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке N , но поддержали требование об отмене решений ТИК Ольгинского района о результатах выборов по многомандатным избирательным округам N и N . В обоснование пояснили, что у ТИК Ольгинского района отсутствовали основания для пресечения распространения агитационных материалов кандидатов ... и Полетаева Н.Н., поскольку они отвечали требованиям закона; действующее законодательство не содержит требования указывать в заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования дату выдачи паспорта избирателя или заменяющего его документа, а также сведения об органе, выдавшем документ; в некоторых заявлениях допущены описки, которые не могут повлиять на волеизъявление избирателей; при установлении итогов голосования на избирательном участке N не выявлено нарушений избирательного законодательства. Вместе с тем, представители краевой избирательной комиссии считают, что при подготовке и проведении выборов допущено нарушение правил образования избирательных округов, повлекшее несоблюдение принципа равенства избирательных прав граждан, что не позволило с достоверностью установить действительную волю избирателей многомандатных избирательных округов N и N , так как значительное отклонение числа избирателей в указанных многомандатных избирательных округах от средней нормы представительства избирателей ставит под сомнение полученный на выборах результат.
В судебном заседании глава администрации Ольгинского муниципального района Листровой В.С. возражал против удовлетворения заявления прокурора, поскольку при формировании округов соблюдались интересы избирателей, подготовка и проведение выборов осуществлялись в соответствии с утвержденной Думой Ольгинского муниципального района схемой округов, под контролем прокуратуры. По остальным доводам поддерживает возражения ТИК Ольгинского района.
Представитель администрации Ольгинского муниципального района Маун А.С. в судебном заседании возражала против заявления прокурора, в письменном возражении Глава муниципального района указал, что формирование многомандатных избирательных округов осуществлялось на основании решения Думы Ольгинского муниципального района от 18 декабря 2012 года "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района", которое не оспаривалось прокурором и являлось действующим.
Заинтересованное лицо Бородулин А.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора.
Заинтересованные лица Андрюк В.М., Бурик М.Н., Коротков А.Е., Полетаев Н.Н. в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Коротков А.Е. пояснил, что он ранее являлся председателем Думы Ольгинского муниципального района, избирательные округа были сформированы для удобства избирателей, село Щербакова как межселенная территория включена в состав округа N , так как оно находится ближе к центру, нецелесообразно включать его в округ с населенными пунктами, расположенными за 100-120 км.
Заинтересованное лицо Полетаев Н.Н. в судебном заседании пояснил, что не имеет каких-либо претензий к участковой избирательной комиссии N .
Представитель заинтересованного лица Романченко Д.Д. - Баженова М.В. в судебном заседании возражала против доводов прокурора, представила письменный отзыв, ссылалась на незначительность выявленных в день голосования нарушений на избирательном участке N , поскольку они не повлияли на волю избирателей. Утверждение схемы округов с нарушением законодательства не является основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов, поскольку такой вывод допустим только после оспаривания решения Думы Ольгинского муниципального района от 18 декабря 2012 года "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района". Считает прокурора ненадлежащим заявителем, так как оспаривание результатов выборов затрагивает права определенного круга лиц - жителей Ольгинского района, поэтому заявление не может быть подано прокурором в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ.
Представители привлеченных к участию в деле политических партий "Единая Россия" и "Коммунистическая партия Российской Федерации" в судебном заседании не участвовали.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласились прокурор, Полетаев Н.Н. и Романченко Д.Д.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о незаконности решений ТИК Ольгинского района о результатах выборов по округам N и N в связи с нарушением избирательного законодательства при формировании округов, повлекшим нарушение принципа равного избирательного права, что не позволило выявить действительную волю избирателей.
В апелляционных жалобах Полетаев Н.Н. и Романченко Д.Д. просят решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие нарушений избирательного законодательства, препятствующих выявлению действительной воли избирателей при проведении выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб, судебная коллегия считает необходимым изменить решение, устранив противоречия между выводами суда, изложенными в мотивировочной части решения, и формулировкой резолютивной части.
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (редакция от 29 июня 2005 года) суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичная норма закреплена в части 3 статьи 89 Избирательного кодекса Приморского края.
Удовлетворяя частично заявление прокурора и признавая недействительными результаты выборов по многомандатному избирательному округу N , суд установил, что в день голосования на выборах депутатов Думы Ольгинского муниципального района 8 сентября 2013 года участковой избирательной комиссией N допущено бездействие по своевременному рассмотрению обращения, поступившего в день голосования, повлекшее нарушение процедуры обеспечения легитимности выборного процесса.
Из дела видно, что в день голосования в период с 9.30 часов по 21.30 часов в участковую избирательную комиссию N по многомандатному избирательному округу N от члена этой же участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ... поступили пять заявлений о нарушении выборного законодательства.
Согласно заявлению, поступившему в 9.30 часов, в помещении для голосования с момента его открытия отсутствуют образцы вариантов заполнения бюллетеней, то есть, не соблюдены требования пункта 8 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (редакция от 29 июня 2005 года) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к организации и осуществлению голосования, предусматривающие размещение на информационном стенде образцов заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).
В 10.30 часов поступило заявление о том, что помещение для голосования оборудовано ненадлежащим образом: в нарушение пункта 11 статьи 61 Федерального закона N 67-ФЗ переносной ящик для голосования не находится в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Указанная норма предписывает оборудовать помещение для голосования таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Это требование относится к гарантии обеспечения прав граждан при голосовании.
Заявление, поступившее в избирательную комиссию в 18.00 часов, содержало сведения о том, что голосование вне помещения осуществлялось с нарушением пункта 11 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не содержали перечня реквизитов, установленного названной нормой.
Поскольку избирательные бюллетени в ходе сортировки объединены, то выявить в них избирательные бюллетени, выданные с нарушением требований закона, невозможно.
В 19.30 часов поступило заявление о нарушении пункта 17 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ. В соответствии с названным пунктом количество заявлений избирателей, участников референдума, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Между тем по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия не составила акт с указанием количества испорченных избирателями бюллетеней.
В 21.50 часов в избирательную комиссию поступило заявление о нарушении правил сортировки бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков для голосования.
Пункт 14 статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает порядок сортировки избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков для голосования. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Согласно заявлению при подсчете голосов на избирательном участке N бюллетени не представлялись для визуального контроля всем присутствующим лицам.
В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссии обязаны в пределах своей компетенции немедленно рассматривать поступившие к ним в день голосования обращения. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Судом установлено, что указанные требования закона избирательной комиссией не были выполнены, в день голосования немедленно обращения не рассмотрены, сведений об устранении выявленных в области гарантий прав граждан при организации и осуществлении голосования, порядке голосования, подсчете голосов нарушений не представлено.
"Решением участковой избирательной комиссии N от 9 сентября" заявления рассмотрены и принято решение об устранении всех указанных нарушений в день голосования. Однако несвоевременное рассмотрение перечисленных заявлений на следующий день, то есть по окончании голосования, не влечет правовых последствий, поскольку признанные участковой избирательной комиссией нарушения уже были неустранимыми.
Допущенное несоблюдение выборного законодательства повлекло составление протокола участковой избирательной комиссии от 8 сентября 2013 года об итогах голосования на избирательном участке N без фактической проверки и оценки нарушений, связанных с организацией процедуры голосования и подсчета голосов, которые влияют на результаты волеизъявления избирателей. В итоге при проведении выборов имело место необеспечение законодательных гарантий подлинности итогов голосования.
Учитывая, что перечисленные нарушения носят неустранимый характер, их оценка за пределами сроков, установленных для осуществления проверки, носит предположительный характер и не опровергает выводов о недействительности результатов выборов.
Посчитав, что участковая избирательная комиссия не доказала отсутствие нарушений избирательного законодательства при проведении голосования на избирательном участке N 2108, которые относятся к другим нарушениям избирательного законодательства, суд правомерно признал итоги голосования недействительными, что соответствует пункту частью 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (редакция от 29 июня 2005 года) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Порядок определения результатов выборов установлен статьей 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (редакция от 29 июня 2005 года). Согласно подпункту "б" пункта 9 указанной статьи соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума.
В списках избирателей многомандатного избирательного округа N на момент окончания голосования на выборах депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва зарегистрирован 1981 избиратель, в список избирателей избирательного участка N внесены 854 человека, что составляет более одной четвертой части от общего числа избирателей, следовательно, недействительность итогов голосования по избирательному участку N влечет признание недействительными результатов выборов по многомандатному избирательному округу N .
Соглашаясь с доводом прокурора и признавая недействительными результаты выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района по многомандатному избирательному округу N , суд неверно применил правовые последствия своего вывода, возложив обязанность на территориальную избирательную комиссию Ольгинского района принять решение о результатах выборов депутатов Думы Ольгинского района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N в соответствии с действующим избирательным законодательством.
Между тем предметом оспаривания являлось не решение избирательной комиссии, а результаты выборов, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым привести резолютивную часть решения суда в соответствие с установленными обстоятельствами.
Доводы апелляционного представления о незаконном формировании округов не могут быть признаны обоснованными, поскольку они находятся за пределами обстоятельств, имеющих значение для разрешения заявленных требований. Формирование округов осуществлялось в соответствии с решением Думы Ольгинского муниципального района от 18 декабря 2012 года N 448 "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района". Законность данного нормативного правового акта в установленном порядке не оспаривалась, поэтому стадия его исполнения не влияет на результаты выборов.
Доводы апелляционной жалобы Романченко Д.Д. об отсутствии у прокурора компетенции на обращение в суд с заявлением в порядке, предусмотренном Главой 26 ГПК РФ, и об отсутствии избирательного права, подлежащего защите у ... , несостоятельны.
Частью 1 статьи 259 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обращаться в суд в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При этом право прокурора на обращение в суд не производно от наличия обращений избирателей с заявлениями о нарушении избирательного законодательства.
В статье 29 Избирательного кодекса Приморского края закреплены полномочия участковой избирательной комиссии, реализация которых наделяет члена участковой избирательной комиссии правом реагировать на нарушение законов в ходе голосования и подсчета голосов. В связи с этим заявление ... подано с соблюдением полномочий и подлежит рассмотрению.
Ссылки в апелляционной жалобе Полетаева Н.Н. на отсутствие нарушений избирательного законодательства при проведении выборов носят оценочный характер и не влияют на законность приятого решения.
Руководствуясь статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 17 октября 2013 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции. Заявление и.о. прокурора Ольгинского района Приморского края Егорова Д.В. удовлетворить частично.
Признать недействительными итоги голосования на избирательном участке N многомандатного избирательного округа N по выборам депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва.
Решение территориальной избирательной комиссии Ольгинского района от 10 сентября 2013 года N (в редакции решения территориальной избирательной комиссии Ольгинского района от 12 сентября 2013 N ) "О результатах выборов депутатов Думы Ольгинского муниципального района пятого созыва по многомандатному избирательному округу N " отменить.
В удовлетворении остальной части заявления прокурору отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.