Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Шароглазовой О.Н., Марченко О.С.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шведовой О.А. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики РФ о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности
по апелляционной жалобе представителя администрации Партизанского городского округа Приморского края Мараевой А.И.
на решение Партизанского городского суда Приморского края от 30 января 2014 года, которым Шведова О.А. включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., пояснения Шведовой О.А. и её представителя Аношина A.M., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истица обратилась в суд с названным иском, в обоснование своих требований указала, что она является наследником имущества после смерти отца Рыжова А.А. , умершего ДД.ММ.ГГГГ . Наследственное имущество состоит из жилого дома со всеми постройками и сооружениями по адресу: "адрес" . На данное имущество ею получено свидетельство о праве собственности от 17.12.2012. Еще при жизни отца, указанный дом был признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "Нагорная" ДОАО "Шахтоуправление Нагорное". После смерти отца она обратилась в администрацию Партизанского городского округа с просьбой провести обследование дома и включить ее в список граждан, подлежащих переселению. Однако ей было в этом отказано. Просила суд обязать администрацию Партизанского городского округа включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить ей жилое помещение согласно нормам, установленным Постановлением Правительства N 428 от 13.07.2005.
Истица и ее представитель Аношин A.M. в судебном заседании исковые требования уточнили, просили суд обязать ответчика включить истицу в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Представитель администрации Партизанского городского округа Мараева Е.И. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что основания для включения истицы в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, отсутствуют, поскольку на момент ликвидации шахты истица не была собственником дома, ущерб от ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте "Нагорная" ей причинен не был.
Представитель Министерства Энергетики РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что право на отселение лиц, включенных в соответствующие списки, как связанное непосредственно с личностью, в состав наследства включено быть не может. Принимая в наследство ветхое жилое помещение, ставшее в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, наследник - новый собственник, заведомо знает о неблагоприятных последствиях проживания в таком помещении. Принятие в наследство жилого помещения, непригодного для проживания по критериям безопасности, зарегистрировано в установленном порядке и влечет за собой для нового собственника предусмотренные законодательством обязанности и ответственность.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация Партизанского городского округа Приморского края, её представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Представители администрации Партизанского городского округа Приморского края и Министерства энергетики РФ на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От представителя Министерства энергетики РФ поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав пояснения истицы и её представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Шведовой О.А. и возлагая на ответчиков обязанность по включению истицы в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, суд исходил из того, что жилой дом по адресу: "адрес" признан ветхим и непригодным для проживания 19.07.2013, тогда как собственником данного жилого помещения истица стала 07.12.2012, то есть на момент приобретения права собственности истице не было известно о том, что жилое помещение, находится на подработанной территории ликвидируемой шахты и будет признано ветхим и непригодным для проживания.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, так как они сделаны судом без учета обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора по существу, при неправильном применении норм материального права, и не подтверждаются материалами дела, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пунктам 5 и 8 названных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности; содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жилье и является одним из направлений государственной жилищной политики. Правоотношения с собственниками помещений, которые не проживали в жилом помещении или стали собственниками после утверждения списков граждан, подлежащих переселению, данный акт не регулирует. Однако это не может свидетельствовать о нарушении как имущественных, так и личных неимущественных прав граждан, поскольку этот акт не отменяет действия норм действующего гражданского и жилищного законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство от 23.11.2012 Шведова О.А. является собственником жилого дома со всеми постройками и сооружениями, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 6).
Заключением межотраслевого научного центра ВНИМИ НИИ Горной геомеханики и маркшейдерского дела сибирского филиала N 92 от 19.07.2013 жилой дом по адресу: "адрес" , признан ветхим и непригодным для проживания.
Постановлением администрации Партизанского городского округа N 1034-па от 10.10.2013 данный жилой дом включен в перечень адресов ветхого жилищного фонда, утвержденного постановлением главы Партизанского городского округа N 833 от 22.06.2007 "О сносе ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности".
С 19.09.2013 Шведова О.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 8).
До момента регистрации в спорном доме истица была зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 6-9), который является местом ее постоянного жительства. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом по "адрес" , в котором адрес: "адрес" указан как место постоянного места жительства Шведовой О.А.
В судебном заседании апелляционной инстанции указанные обстоятельства истицей не оспаривались, кроме того, Шведова О.А. указала, что квартира по адресу: "адрес" принадлежит ей на праве собственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку, ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент включения спорного дома в список домов и граждан, проживающих в них, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, истица в данном доме не проживала, была зарегистрирована в нем лишь после признания дома непригодным для проживания, имеет в собственности иное жилое помещение, нуждаемость в жилом помещении, предоставляемом в порядке, предусмотренном Правилами, у истицы отсутствует.
Не возникло у истицы такое право и после перехода к ней права собственности на спорный дом в порядке наследования, поскольку включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, подлежат граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты "Нагорная" ДОАО "Шахтоуправление "Нагорная", для которых указанное жилое помещение являлось постоянным местом жительства. Доказательств постоянного проживания в спорном доме на момент принятия решения о ликвидации шахты "Нагорная" ДОАО "Шахтоуправление "Нагорная" и того, что данное жилое помещение являлось её постоянным местом жительства, истицей не представлено.
Предусмотренная Постановлением Правительства РФ N 428 от 13 июля 2005 года возможность ежегодного уточнения списка жильцов сносимых домов не может быть применена к данным правоотношениям, поскольку их уточнение и размер социальных выплат могут иметь место в связи с естественной убылью или ростом семьи лиц, которые включены в списки, проживающих в ветхом жилье.
Вопреки утверждениям истицы о том, что её отец Рыжов А.А. проживал в жилом доме "адрес" и был включен в список на переселение из ветхого жилья и имеющих право на социальную выплату, доказательств тому материалы дела не содержат.
В списках граждан, на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "Нагорная" ДОАО "Шахтоуправление "Нагорная" непригодным для проживания по критериям безопасности, отец истицы Рыжов А.А. не числился, в жилом доме зарегистрирован не был.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у истицы законных оснований на признание за ней права на социальную выплату и включение её в список на переселение из ветхого жилья.
Учитывая, что все необходимые для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шведовой О.А. о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "" непригодным для проживания по критериям безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя администрации Партизанского городского округа Приморского края удовлетворить, решение Партизанского городского суда Приморского края от 30 января 2014 года отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований Шведовой О.А. к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики РФ о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.