Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Завальной Т.Ю., Наконечной Е.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района", администрации Надеждинского муниципального района о понуждении к исполнению действий
по апелляционной жалобе ответчика администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 15 января 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку камеры видеонаблюдения в учреждении.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке камеры видеонаблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района".
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А. , объяснения прокурора Ровенко В.В. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Надеждинского района проверки установлено, что руководством образовательного учреждения МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, что может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Непринятие мер по обеспечению безопасности школьников и работников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества. В связи с изложенным, прокурор просил обязать МБОУ "СОШ N 10 п. Раздольное Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку в соответствии с действующим законодательством камер видеонаблюдения в образовательном учреждении; обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке камер видеонаблюдения в учебном учреждении.
В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил и просил суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку камер видеонаблюдения в учреждении, обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке камер видеонаблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района".
Представитель администрации Надеждинского муниципального района с требованиями прокурора в части возложения обязанности произвести установку видеонаблюдения в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района" согласны, просят суд их удовлетворить. Однако не согласны с требованиями прокурора о возложении на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности произвести финансирование мероприятий по установке камер видеонаблюдения. Полагает, что обязанность по осуществлению финансирования мероприятия по установке видеонаблюдения должна быть возложена на Управление образования администрации Надеждинского муниципального района, в связи с чем, считает, что администрация Надеждинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком и просит суд в иске к ним отказать.
Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района" в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объёме.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик администрация Надеждинского муниципального района Приморского края, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение изменить в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района" и принять новое решение в указанной части, возложив данную обязанность на Управление образования администрации Надеждинского муниципального района.
Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, среди которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в орган внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района", расположенном по адресу: "адрес" отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает права и законные интересы педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Согласно Уставу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района", учреждение является муниципальным, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Надеждинского муниципального района.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, возложив на общеобразовательное учреждение МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 п. Раздольное Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность произвести установку системы видеонаблюдения, поскольку в нарушение требований действующего законодательства образовательное учреждение не имеет системы видеонаблюдения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что местная администрация Надеждинского муниципального района не вправе в нарушение бюджетного законодательства осуществлять проведение и финансирование мероприятий, поскольку не является распорядителем бюджетных средств в отношении всех образовательных учреждений муниципального района, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку Управление образования само по себе не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей установленных законом, по финансированию муниципальных учреждений.
Вместе с тем, возложение обязанности по финансированию установки системы видеонаблюдения на администрацию Надеждинского муниципального района, как на орган местного самоуправления, не исключает исполнение данной обязанности Управлением образования администрации Надеждинского муниципального района, как одного из структурных подразделений администрации Надеждинского муниципального района.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были проверены судом при рассмотрении дела и имели бы существенное юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надежденского районного суда Приморского края от 15 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.