Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Важениной Н.С., Марченко О.С.
с участием прокурора Ковтонюк М.А.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа Приморского края
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 февраля 2014 года, которым на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения состояния проезжей части дорог в г. Уссурийске в районе домов N10 и N 12 по ул. Резервной - устранить разрушения (просадки) покрытия проезжей части дороги; в районе дороги по ул. Резервной от ул. Лимичевской до ул. Фадеева - нанести дорожную разметку; в районе дома N 31 по ул. Резервной - установить дорожный знак 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума".
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав прокурора, считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уссурийский городской прокурор 26 декабря 2013 года обратился в суд с исками о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по приведению проезжей части дороги в районе домов N 10, N 12, N 33 по ул. Резервная в г. Уссурийске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, произвести работы по приведению проезжей части дороги по ул. Резервная от ул. Лимичевская до ул. Фадеева в г. Уссурийске в соответствие с требованиями ГОСТ-Р 52289-2004, произвести работы по установлению дорожного знака 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" в районе дома N 31 по ул. Резервная в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 п. 5.2.5.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной проверки совместно с отделом ГИБДД УМВД Российской Федерации по г. Уссурийску установлено, что на участках дороги, в районе дома N 12 по ул. Резервной имеются разрушения покрытия проезжей части дороги, а именно просадка размером (длина - ширина -глубина): 4,1 м. х 2,7 м. х 8 см. В районе ул. Резервная, д. 33, имеется выбоина края проезжей части дороги, размером (длина - ширина - глубина): 120 -110 - 6см. В районе дороги по ул. Резервной от ул. Лимичевской до ул. Фадеева - отсутствует дорожная разметка. В районе дома N 12 по ул. Резервной имеются просадка покрытия проезжей части дороги размером (длина - ширина - глубина): 2,2 м. х 1,9 м. х 14 см. В районе дома N 31 по ул. Резервной в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 п. 5.2.5 отсутствует дорожный знак 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума". В районе дома N 10 по ул. Резервной на участке дороги, имеется просадка покрытия проезжей части дороги, размером (длина - ширина - глубина): 2,8 м. х 1,9 м. х 9 см.
Определением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 30 декабря 2013 года гражданские дела по искам Уссурийского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по приведению проезжей части дороги в районе ул. Резервная, дома 10, 12, 31, 33, по ул. Резервная от ул. Лимичевская до Фадеева в г. Уссурийске объединены для рассмотрения в одно производство.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать администрацию Уссурийского городского округа произвести ремонтные работы по проведению проезжей части дорог в г. Уссурийске в районах улиц: Резервная, 10, Резервная, 12, по ул. Резервной от ул. Лимичевской до ул. Фадеева - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. В частности в районе ул. Резервная, 31 в соответствии с требованиями п. 5.2.5 ГОСТ Р 52289-2004 установить дорожный знак 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума". Требование о проведении ремонтных работ в районе дома N 33 по ул. Резервной не поддержал в связи с добровольным исполнением.
Представитель администрации Уссурийского городского округа с иском согласился, пояснив, что работы по приведению проезжей части дороги в надлежащее состояние планируются во втором квартале 2014 года из-за времени года с учетом погодных условий.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация Уссурийского городского округа, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Также указывает на недопустимость имеющихся в материалах дела актов в связи с тем, что в качестве свидетелей в них указаны сотрудники ОГИБДД ОМВД России по г. Уссурийску. Кроме того ссылается на незаконность установления трехмесячного срока исполнения решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения вследствие неисполнения администрацией Уссурийского городского округа обязанности по содержанию дорог местного значения.
Оснований для признания данного вывода суда не соответствующим нормативно-правовым актам и материалам дела судебная коллегия не находит.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу требований части 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.11.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно п. 3.1.1 вышеназванного ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В силу требований пункта 5.2.5. ГОСТ Р 52289-2004, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст знаки 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" и 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" устанавливают перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или не оборудованными шлагбаумами.
Поскольку факты нарушения состояния проезжей части и несоответствия дорожного покрытия требованиям государственных стандартов в районах домов 10, 12 и 31 по ул. Резервная, а также по ул. Резервная от ул. Лимичевская до ул. Фадеева в г. Уссурийске подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения от 05.12.2013 (л.д. 6, 20, 27, 33, 39) и не отрицались представителем ответчика, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы администрации Уссурийского городского округа о том, что спор должен быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, основаны на неправильном толковании норм процессуального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Ссылка в жалобе на недопустимость представленных прокурором актов несостоятельна, все представленные прокурором доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости, их оценка произведена судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кроме того, факт ненадлежащего состояния дорожного покрытия представителем ответчика не оспаривался и доказательства, опровергающие доводы прокурора, ответчиком в суд первой инстанции представлены не были.
Довод апеллятора о том, что представленными представителем в судебное заседание документами подтверждено устранение недостатков, является несостоятельным, поскольку никем не подписанные перечни проведенных мероприятий, надлежащими доказательствами являться не могут.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что представленные администрацией Уссурийского городского округа по аналогичным делам документы о проделанной работе явились причиной для прекращения производства по делу, также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в силу требований части 1 статьи 196 вышеназванного Кодекса при принятии решения суд оценивает представленные по конкретному делу доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у суда оснований для установления сроков для выполнения работ в течение трех месяцев, не принимается судебной коллегия во внимание, как противоречащий статье 204 Гражданского процессуального кодекса РФ. Вопрос об отсрочке исполнения решения суда при наличии оснований может быть решен на стадии исполнительного производства.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.