Судебная коллегия по административным делам "адрес" вого суда в составе:
председательствующего Ровенко П.А.
судей Ильиных Е.А., Судницыной С.П.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карзевича ФИО10 о признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по апелляционной жалобе представителя администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ , которым требования удовлетворены, признан незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N ; на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность утвердить и выдать Карзевичу Д.Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью ... кв м, в ... м на восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" , для целей, не связанных со строительством (для размещения склада непродовольственных товаров), территориальная зона ОДЗ-3, вид испрашиваемого права - собственность.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., объяснения представителя администрации Уссурийского городского округа Бабий С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карзевич Д.Г. обратился в суд с названным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в многофункциональный центр о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельного участка для размещения объектов коммунально-складского назначения, размером ... кв м, расположенного по адресу: "адрес" , примерно в ... м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка". В связи с изменениями порядка выделения земельных участков по статье 34 Земельного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ в газете появилось объявление о приеме заявлений на предоставление земельного участка площадью ... кв м для целей, не связанных со строительством, местоположение - примерно в ... м по направлению на восток от ориентира - жилой дом. Расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" . В апреле-мае 2013 года совместно с геодезистами по заявке администрации были установлены более точные ориентиры и площадь земельного участка. В сентябре 2013 года он представил технико-экономическое обоснование с разъяснением о целях использования данного участка. В конце ноября 2013 года повторно были проведены геодезические работы по уточнению границ земельного участка. В конце декабря 2013 года им был получен письменный отказ в предоставлении земельного участка по причине того, что в зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения (ОДЗ-3) не предусмотрен вид разрешенного использования - для размещения объектов коммунально-складского назначения. Считает данный отказ незаконным, поскольку администрация более года бездействовала по принятию положительного решения по его заявлению, и при отсутствии оснований отказала в предоставлении участка, в то время как в своем заявлении он указывал, что земельный участок будет использоваться под размещение складов непродовольственных товаров для хранения строительных материалов. Просил суд признать незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа в части предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью ... кв м, местоположение участка установлено примерно в ... м по направлению на восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" ; обязать администрацию Уссурийского городского округа утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с предоставлением его в собственность после осуществления кадастрового учета с заключением договора купли-продажи после проведения торгов по определению рыночной стоимости земельного участка в соответствии с законом.
В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации Уссурийского городского округа возражала относительно заявленных требований, пояснив, что вид разрешенного использования может быть изменен только в соответствии с требованиями градостроительного регламента о зонировании территории, а действующее законодательство исключает возможность выбора вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка вместо, либо в отсутствие основного вида разрешенного использования.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация Уссурийского городского округа, в апелляционной жалобе представителем ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального прав.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что заявителем земельный участок испрашивался для целей, не связанных со строительством, изменение территориальной зоны с ПР-5 на ОДЗ-3 произошло ДД.ММ.ГГГГ , тогда как в соответствии с законом утвержденная схема должна была быть выдана заявителю ДД.ММ.ГГГГ , кроме того, размещение складов непродовольственных товаров для хранения строительных материалов входит в основные виды разрешенного использования зоны ОДЗ-3, что в совокупности свидетельствует об отсутствии у администрации Уссурийского городского округа оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Между тем, выводы суда основаны на неверном толковании материальных норм.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Карзевич Д.Г. обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату для целей, не связанных со строительством - для размещения объектов коммунально-складского назначения, площадью ... кв м, расположенного: "адрес" , примерно в ... м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка.
ДД.ММ.ГГГГ в газете "Уссурийские новости" ( N (103) администрацией Уссурийского городского округа в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ опубликовано объявление о предстоящем предоставлении для целей, не связанных со строительством, земельного участка площадью ... кв м, местоположение участка установлено примерно в ... м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" .
В соответствии с технико-экономическим обоснованием, изготовленным по заказу Карзевич Д.Г., на земельном участке предполагается размещение складов продовольственных и непродовольственных товаров, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, для целей, не связанных со строительством, в количестве 2-х арочных бескаркасных ангаров под склад.
Письмом и.о. начальника Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ Карзевичу Д.Г. отказано в предоставлении земельного участка по причине несоответствия разрешенному виду использования испрашиваемого земельного участка, определенного Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа. Указано, что испрашиваемый участок входит в границы территориальной зоны, которая относится к зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения (ОДЗ-3), где не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка, в которой отсутствует основной вид разрешенного использования - для размещения объектов коммунально-складского назначения.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса РФ, в соответствии с положениями которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Аналогичное положение закреплено законодателем в пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом, в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Положениями статьи 37 Градостроительного кодекса РФ также закреплено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Буквальный анализ приведенных положений позволяет говорить о том, что в каждом конкретном случае необходимо соответствие функционального назначения постройки целевому назначению и разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка, а изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается только в соответствии с требованиями градостроительного регламента о зонировании территории. При этом, действующее законодательство исключает возможность выбора вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка вместо и в отсутствие основного вида разрешенного использования.
Решением Думы муниципального образования "адрес" и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа.
В соответствии с указанными Правилами, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОДЗ-3 "Зона коммерческого и коммунально-бытового назначения", в основных видах разрешенного использования которой указано - для складов продовольственных и непродовольственных товаров с установлением критериев строительства - этажность 3 и максимальный процент застройки 70.
При таких обстоятельствах, обоснованным признается довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок, расположенный в зоне ОДЗ-3 "Зона коммерческого и коммунально-бытового назначения" предоставляется исключительно для строительства складов продовольственных и непродовольственных товаров, и не может быть предоставлен для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" на территории Уссурийского городского округа, утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 4245-НПА, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. В частности, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является - несоответствие вида разрешенного использования земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
В данном случае, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения складов непродовольственных товаров, которое не соответствует целевому использованию данного земельного участка в соответствии с градостроительным зонированием - для строительства складов продовольственных и непродовольственных товаров, будет противоречить действующему законодательству.
Поскольку разрешенное использование земельного участка (для строительства) не соответствует указанной в заявлении о предоставлении земельного участка цели (для размещения складов непродовольственных товаров), судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ администрации Уссурийского городского округа, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N , в предоставлении земельного участка с учетом указанных разночтений является законным и обоснованным.
Суд данным обстоятельствам с учетом названных норм надлежащей правовой оценки не дал.
Поскольку оспариваемый отказ администрации Уссурийского городского округа не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя, у суда отсутствовали основания для признания его незаконным и возложении на орган местного самоуправления обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, учитывая, что суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято в установленном порядке уполномоченным органом по результатам обращения заявителя, а также не вправе подменять компетенцию органа государственной власти.
Поскольку судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судебная коллегия находит возможным принять новое решение и отказать в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Карзевича ФИО11 о признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа в предоставлении земельного участка и о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.