Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Королевой Е.В.
судей Кудриной Я.Г., Ильиных Е.А.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тяпкина А.М. об оспаривании действий администрации Уссурийского городского округа по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Михайловского районного суда Приморского края от 29 января 2014 года, которым заявление Тяпкина А.М. удовлетворено, на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Тяпкина А.М.: отменить постановление главы Уссурийского городского округа Приморского края о снятии с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 22 февраля 2013 года N и восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, с 7 июня 1994 года.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения Тяпкина А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тяпкин А.М. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что после увольнения из Вооруженных сил в запас в начале 1994 года встал на учет (по льготной очереди) на получение квартиры в г.Уссурийске. 22 февраля 2013 года администрация УГО постановлением N сняла его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку 15 января 1990 года его супругой было приобретено в собственность жилое помещение площадью 50,6 кв.м, где он в настоящее время проживает в составе семьи из трех человек. Считает, что решение администрации УГО не соответствует действительности, т.к. по адресу: "адрес" проживают 4 человека. При постановке на учет у супруги заявителя в собственности уже находился приобретенный ею в 1990 году дом. После смерти его сына в 2008 году администрация УГО в течение 4 лет также не находила оснований для снятия его с учета. Просит обязать администрацию УГО отменить постановление N от 22 февраля 2013 года о снятии Тяпкина А.М. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановить Тяпкина А.М. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении с 7 июня 1994 года.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации УГО в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на пропуск заявителем срока для обращения в суд. Тяпкин А.М. с семьей в составе трех человек занимает жилое помещение общей площадью 50,6 кв.м. На сегодняшний день Тяпкин А.М. обеспечен жилым помещением более учетной нормы.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации УГО ставится вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции рассмотрел дело без нарушения норм процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения об удовлетворении требований Тяпкина А.М., однако считает, что его мотивировочная часть требует уточнения.
Удовлетворяя требования Тяпкина А.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у администрации УГО отсутствовали основания для снятия заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Конституцией РФ закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии ч.3 ст.3 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действующего на момент постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.6 ст.15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" в названной редакции граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Согласно п.19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 года N 193, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.2.1 ст.15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку (п.7 Правил).
При этом постановка на учет военнослужащих осуществляется вне зависимости от обеспеченности их жильем по месту службы.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По делу установлено, что приказом командира войсковой части 10253 N от 25 октября 1993 года Тяпкин А.М. был уволен из Вооруженных Сил по п.а ч.2 ст.49 в связи с организационно-штатными мероприятиями при выслуге лет в календарном исчислении 20 лет 3 месяца 30 дней, выслуга лет в льготном исчислении 24 года 9 месяцев 26 дней. Сведений о получении субсидии на приобретение и строительство жилья, о забронированной жилой площади в личном деле Тяпкина А.М. не имеется.
Выданным заявителю при увольнении удостоверением было подтверждено право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года N 237-74, от 20 января 1960 года N 74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193.
Избрав постоянное место жительства в г.Уссурийске, 11 мая 1994 года Тяпкин А.М. обратился к главе администрации г.Уссурийска с заявлением о принятии на учет для получения жилой площади.
Согласно выписке из протокола N 5 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 24 мая 1994 года Тяпкин А.М. стоит в очереди военнослужащих, уволенных в запас, под N 290.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 22 февраля 2013 года N Тяпкин А.М. снят с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку Тяпкин А.М. с семьей из трех человек проживает в доме площадью 50,6 кв.м, на каждого проживающего приходится 16,8 кв.м общей площади, что превышает минимальную учетную норму общей площади жилого помещения на человека, установленную решением Думы УГО от 31 мая 2005 года N 234.
По делу установлено, что Тяпкин А.М. действительно зарегистрирован и проживает в доме "адрес" общей площадью 50,6 кв.м, принадлежащем на праве собственности его супруге ФИО10 .
Вместе с тем, как указано выше, Тяпкин А.М. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании специальных нормативно-правовых актов, предусматривающих социальные гарантии гражданам, уволенным с военной службы.
До настоящего времени по избранному месту жительства Тяпкин А.М. жильем не обеспечен, правом на получение жилого помещение или улучшение жилищных условий как лицо, уволенное с военной службы, не воспользовался.
При этом вопрос обеспеченности заявителя и членов его семьи по фактическому месту проживания общей площадью жилого помещения более учетной нормы на каждого не имеет правового значения.
В силу ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Тяпкин А.М. не может быть снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Таким образом, у администрации УГО отсутствовали достаточные основания для снятия Тяпкина А.М. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации УГО от 22 февраля 2013 года N 560 о снятии Тяпкина А.М. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя на улучшение жилищных условий.
Довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд, был предметом исследования суда, ему в решении дана надлежащая оценка, оснований не согласится с которой у судебной коллегии не имеется.
Давая оценку всем указанным обстоятельствам, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Михайловского районного суда Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 29 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.