Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А.
судей: Корчагиной П.А., Шульга С.В.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести сплошную замену рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ , которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи ФИО7 , выслушав объяснения прокурора ФИО4 полагавшей решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, представителей ответчика ФИО5 и ФИО6 настаивавших на отмене принятого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности, указав, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения в путевом хозяйстве, в ходе которой установлено, что во Владивостокском регионе Дальневосточной железной дороги - ОАО "РЖД" имеются участки железнодорожного пути общего пользования с просроченным сроком капитального ремонта.
В обоснование своих требований указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на ст. Новошахтинская с 9148 км 2 пк по 9149 км 5 пк бесстыковой железнодорожный путь N 2, относящийся к классу, группе и категории к 1А2, имеет наработанный тоннаж 1148 млн.т.брутто.
На перегоне Новошахтинская - Уссурийск с 9149 км 5 пк по 9174 км 1 пк бесстыковой железнодорожный путь N 2, относящийся к классу, группе и категории к 1А2, имеет наработанный тоннаж 716 млн.т.брутто.
На ст. Уссурийск с 9174 км 2 пк по 9179 км 8 пк бесстыковой железнодорожный путь N 2, относящийся к классу, группе и категории к 1А2, имеет наработанный тоннаж 850 млн.т.брутто.
На перегоне Уссурийск - Раздольное с 9179 км 9 пк по 9204 км 10 пк бесстыковой железнодорожный путь N 2, относящийся к классу, группе и категории к 1А2, имеет наработанный тоннаж 907 млн.т. брутто.
ОАО "РЖД" допущена значительная просрочка в проведении капитального ремонта указанных участков пути главного хода.
Более того, указанные участки пути не внесены в план производства капитальных работ на 2013 год по Уссурийской дистанции пути.
Просил обязать ОАО "Российские железные дороги" в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт указанных участков железнодорожного пути.
Исковые требования были уточнены. Помощник Приморского транспортного прокурора просил обязать ОАО "РЖД", в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести усиленный капитальный ремонт, в пределах, установленных п. 2.3.2. ЦПТ-53, участков железнодорожного пути на ст. Новошахтинская с 9148 км 2 пк по 9149 км 5 пк бесстыкового железнодорожного пути N 2; на перегоне Новошахтинская - Уссурийск с 9149 км 5 пк по 9174 км 1 пк бесстыкового железнодорожного пути N 2; на ст. Уссурийск с 9174 км 2 пк по 9179 км 8 пк бесстыкового железнодорожного пути N 2; на перегоне Уссурийск - Раздольнее, с 9179 км 9 пк по 9204 км 10 пк бесстыкового железнодорожного пути N 2.
Просил обязать ОАО "РЖД", в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести сплошную замену рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути N на участках: ст. Новошахтинская с 9148 км 2 пк по 9149 км 5 пк; на перегоне Новошахтинская - Уссурийск с 9149 км 5 пк по 91 74 км 1 пк; на ст. Уссурийск с 9174 км 2 пк по 9179 км 8 пк; на перегоне Уссурийск - Раздольное с 9179 км 9 пк по 9204 км 10 пк Новошахтинская - Раздольное с 9148 км по 9204 км.
Фрунзенский районный суд "адрес" решением от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" ФИО5 считает принятое решение незаконным и необоснованным.
Указывает, что для назначения и проведения любых ремонтных работ необходимо руководствоваться критериями, установленными в технических условиях ЦПТ-53, что не превышены нормативные значения по критерию "одиночный выход рельс", что суду не предоставлено доказательств подтверждающих необходимость сплошной смены рельсов на указанных километрах.
Обращает внимание, что на всех километрах входящих в состав спорных участков, за исключением 9154, 9180, 9181, 9186, 9193, 9194, 9204 с момента укладки рельс не было выявлено дефектных рельсов вообще, что свидетельствует об отсутствии необходимости их замены.
Выводы суда основаны на письме Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 16/1485, из содержания которого, следует, что на спорных участках необходимы работы по сплошной замене рельсов, однако в данном письме отсутствуют мотивы, по которым инспектор пришел к такому выводу, не приведены основания таких выводов, отсутствуют ссылки на нормативные документы, а также данные о нарушении владельцем инфраструктуры каких-либо установленных требований в области обеспечения безопасности движения.
Полагает, что, проведение ремонтных работ на тех участках пути, на которых отсутствует такая необходимость, не только нарушает действующие нормативные требования по путевому хозяйству, но и экономически неоправданно.
Заключение от ДД.ММ.ГГГГ год составлено и подписано лицом, не имеющим право скреплять данный документ подписью, поскольку такие полномочия ему не предоставлены.
Более того, выводы изложенные инспектором в заключении от ДД.ММ.ГГГГ сделаны без учета требований для назначения работ по сплошной замене рельс, в заключении отсутствуют данные о нарушении владельцем инфраструктуры каких- либо установленных требований в области обеспечения безопасности движения и проведения ремонтных работ.
В соответствии с результатами комплексной оценки участков по Уссурийской дистанции пути, представленной в материалы дела, большинство спорных участков пути, указанных Приморским транспортным прокурором, расположены в пределах километров, имеющих оценку "хорошо" или "отлично":
На основании раздела 1 Распоряжения N 2536р комплексная оценка состояния пути и сооружений (КОСП) служит для определения приоритета вида и места проведения ремонтов. На участках пути, которые имеют КОСП "хорошо", в текущем году запрещается производить ремонты пути даже при выполнении основных критериев ЦПТ-53 (без дополнительного обоснования).
В таблице 4.1 Руководства по КОСП приведены нормативы определены потребности в том или ином виде обслуживания и ремонта в зависимости от комплексной оценки. Если оценка хорошая или отличная, то на таких участках пути предусмотрены работы только по текущему содержанию.
Просит отменить принятое решение и принять по делу новое решение, которым отказать Приморскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав мнения участников процесса и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
На основании ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 17 Правил технической эксплуатации железных дорог в РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 286, Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей на основании норм и правил, а также технической документации.
В силу Положений о системе ведения путевого хозяйства ОАО "РЖД", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N 857р, на сети железных дорог России должно осуществляться три вида планирования работ по реконструкции и ремонтам пути: перспективное планирование на 5 - 6 лет вперед и более дальнюю перспективу; перспективное планирование на 2-3 года вперед; текущее планирование на предстоящий год, исходя из фактического состояния пути.
Согласно "Техническим условиям на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути" (утв. МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ N ЦПТ-53), вопрос о назначении участков ремонтно-путевых работ и планово предупредительной выправки состоит из нескольких этапов:
а) по табл. 2.1 или 2.3 определяются участки пути, имеющие превышения на начало года ремонта нормативной наработки тоннажа или срока службы в годах;
б) на этих участках анализируется фактическое состояние пути по критериям, изложенным в табл. 2.5 -2.12;
в) выбираются участки со значением основного критерия не менее 80% от нормируемого;
г) из выбранных участков оцениваются дополнительные критерии с определением произведения их долей от нормируемых значений;
д) в рамках нормативных объемов ремонтно-путевых работ, определенных при перспективном планировании (п. 1.3), набираются участки пути, в наибольшей степени отвечающие требованиям подпунктов "а" - "г" настоящего пункта, с учетом п. 2.2.4. При этом среднее арифметическое долей дополнительных критериев от нормируемых не должно быть ниже, как правило, 0,8.
Истечение срока службы путей не является тем критерием, по которому назначается капитальный ремонт. На спорных участках пути регулярно проходят проверки при помощи обходчиков, вагоном путеизмерителем, дефектоскопной тележкой с применением ультразвука. Показатели всех методов обследования находятся в норме, ограничения в скорости не имеется, оснований для проведения капитального ремонта путей - не усматривается.
Согласно имеющейся в материалах дела ведомости оценки состояния пути от июля 2013 года, спорные участки железной дороги оценены на "хорошо" и "отлично" (л.д. 148).
По результатам вагона-дефектоскопа от ДД.ММ.ГГГГ на спорных участках опасных дефектов нет (л.д. 153).
В соответствии с п. 7.1 Технических условий назначение ремонтов производится по фактическому состоянию пути, определяемому по результатам комплексной оценки состояния пути.
Таким образом, при достижении и превышении критерия срока службы железнодорожный путь не теряет свои эксплуатационные и технические характеристики и соответствует требованиям перевозочного процесса и безопасности движения поездов.
Порядок назначения участков ремонтно-путевых работ и планово предупредительной выправки включает несколько этапов (п.2.2.5 Технических условий): определение участков пути, имеющих превышение на начало года ремонта нормативной наработки тоннажа или срока службы в годах, анализ фактического состояния пути по критериям, изложенным в табл. 2.5 - 2.12 технических условий, к числу которых относится процент негодных деревянных шпал, негодных скреплений и число шпал с выплесками; выбор участков со значением основного критерия не менее 80% нормируемого.
Прокурором в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств обоснованности своих требований о необходимости проведения именно усиленного капитального ремонта спорных участков железнодорожных путей.
У суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований, заявленных Приморским транспортным прокурором.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при указанных выше обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, принять по делу новое решение.
В исковых требованиях Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести сплошную замену рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути - отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.