Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лозенко И.А.
судей Ковалева С.А., Ельницкой Н.Н.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сущенко А.Г. , Хавкин В.А. , Мальцев А.В. , Харченко Н.М. и Галатенко Н.К. к АМУП "Ритуал-Сервис", администрации Артемовского городского округа об определении границ земельного участка, возложении обязанности разработать проект организации санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское", запрещении деятельности
по апелляционной жалобе представителя АМУП "Ритуал-Сервис" - Шапилов В.М. ,
на решение Артемовского городского суда от 24 февраля 2014 года, которым на АМУП "Ритуал-Сервис" возложена обязанность разработать проект организации санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское" в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.288-11 в 60-дневный срок с даты вступления в силу решения суда.
АМУП "Ритуал-Сервис" запрещено осуществлять захоронение на кладбище "Шевелевское" на расстоянии менее 500 метров от жилых домов.
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А., выслушав объяснения представителя АМУП "Ритуал -Сервис" - Колесникова С.И. , представителя администрации Артемовского городского округа - Минаева Н.В. , представителя Хавкин В.А. - Ржевская Л.С. ,
УСТАНОВИЛА:
Сущенко А.Г. , Хавкин В.А. , Мальцев А.В. , Харченко Н.М. и Галатенко Н.К. , обратились в суд с иском к АМУП "Ритуал Сервис" и администрации Артемовского городского округа, в обоснование которого указали, что при обслуживании, эксплуатации и содержании кладбища "Шевелевское" в г.Артеме не соблюдаются санитарные нормы и правила; площадь земельного участка для размещения кладбища решением администрации Артемовского городского округа незаконно увеличена с 9,3 га до 27 га, при этом не разработан проект санитарно-защитной зоны кладбища, не определены границы земельного участка для размещения кладбища, ограждение кладбища установлено от жилой застройки (в районе "адрес" ) на расстоянии, не соответствующем СанПиН.
Истцы, проживающие в районе улиц Циалковского и Арсеньева, полагают, что это может оказать негативное воздействие на здоровье населения, так как жилая застройка по этим улицам находится вблизи кладбища.
Так как вопросы обслуживания, содержания и эксплуатации названного кладбища находятся в ведении администрации Артемовского городского округа и Артемовского муниципального унитарного предприятия "Ритуал-Сервис" истцы, уточнив в ходе рассмотрения дела свои требования, просят признать незаконным расширение земельного участка для размещения названного кладбища до 27 га., запретить АМУП "Ритуал-Сервис" осуществлять захоронения на этом земельном участке, а также ближе 100 метров от жилых домов в районе "адрес" ; перенести ограждение кладбища в прежнее положение, существовавшее до расширения кладбища; обязать администрацию Артемовского городского округа определить границы земельного участка под размещение кладбища площадью 9,3 га в соответствии с санитарными правилами и нормами и поставить земельный участок на кадастровый учет.
Представитель администрации Артемовского городского округа против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель АМУП "Ритуал-Сервис" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по "адрес" исковые требования поддержал.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. На это решение представителем АМУП "Ритуал-Сервис" подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения суда и принятии нового.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что по данному делу имеются предусмотренные ч.1 ст.330 ГПК РФ основания для изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Согласно ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 того же Федерального закона).
Согласно ст.17 Федерального закона от 12.01.1996г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п.1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п.4).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п.п. 1.1 -1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Как следует из материалов дела, на территории г.Артема в районе улиц "адрес" размещается действующее кладбище "Шевелевское", закрепленное на основании постановления администрации Артемовского городского округа от 30.08.2005г. N за АМУП "Ритуал-Сервис", с 01 сентября 2005 года наделенным правами единой городской специализированной службы по вопросам похоронного обслуживания (т.2 л.д.62).
В 2012 году администрацией Артемовского городского округа издано постановление от 30.11.2012г. N "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного примерно в 1200 метрах по направлению на юго-восток от ориентира средняя школа N19, адрес ориентира: "адрес" , на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством, - к действующему кладбищу"; на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером N с таким же местоположением, площадью 270276 кв.м. (27 га), вид разрешенного использования - "действующие кладбища"; выполнены работы по сооружению ограждения кладбища: во исполнение муниципального контракта от 06.08.2012г. выполнены работы по устройству ограждения места захоронения "Шевелевское".
Эти и другие представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о проведении администрацией Артемовского городского округа с 2012 года мероприятий по расширению действующего кладбища "Шевелевское" до площади 27 га. При этом, как следует из письма директора АМУП "Ритуал-Сервис" от 31.05.2013г. N в адрес начальника отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, фактическая площадь данного места захоронения составляет 37 га и для дальнейшего захоронения необходимо дополнительно произвести работы по формированию земельного участка площадью 20 га (т.2 л.д.95).
Заявленные по настоящему делу требования о запрете деятельности по захоронению и возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны истцы обосновали несоблюдением ответчиками при расширении кладбища "Шевелёвское" требований СанПиН и наличием угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в районе жилой застройки, где расположены жилые дома истцов.
Материалами дела подтверждено и ответчиками не оспаривается, что в результате проведения мероприятий по расширению кладбища "Шевелевское" расстояние от ограждения кладбища до жилой застройки стало составлять "адрес" - 120 м., по "адрес" - 56 м., по "адрес" - 62 м. (т.1 л.д.14).
В пункте 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 предписано, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов (п.2.5).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. N 74, в п.2.5 устанавливают, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.2.1).
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отнесено к предприятиям II класса опасности, для которых ориентировочный размер санитарно-защитной зоны установлен 500 метров.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п.4.1.)
Из приведенных санитарно-эпидемиологических требований следует, что расширение действующих кладбищ традиционного и смешанного типа площадью свыше 20 га допускается при условии установления санитарно-защитной зоны и обеспечения её режима. Такая зона в частности должна отделять потенциально опасный объект (производство) от жилой застройки.
По делу установлено и ответчиками не оспаривалось, что проект санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское" в г. Артеме при его расширении разработан не был, эта зона на данном кладбище не установлена и не обустроена. При этом расстояние от ограждения кладбища до жилых домов составляет менее 500 метров. Об этом, в частности, свидетельствует акт проверки от 05.06.2013г. отдела санэпиднадзора Управления Роспотребнадзора по ПК (л.д.92-94 т.2.).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на АМУП "Ритуал-Сервис" обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское", так как эта организация является уполномоченной по вопросам похоронного обслуживания на территории Артемовского городского округа.
Вместе с тем судебная коллегия в связи с приведенными в апелляционной жалобе представителя АМУП "Ритуал-Сервис" доводами полагает, что установленный судом срок для исполнения этой обязанности является недостаточным.
С учетом необходимости подготовки проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности (п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), к которым относится кладбище "Шевелевское", судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения ответчиком обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны - 3 месяца.
Решение суда в части установления запрета АМУП "Ритуал-Сервис" осуществлять захоронение на кладбище "Шевелёвское" на расстоянии менее 500 метров от жилых домов подлежит изменению.
Разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которым руководствовался суд при принятии решения, установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, в том числе для объектов II класса опасности (500 метров).
Размер санитарно-защитной зоны для конкретного объекта (для кладбищ) устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При этом допускается уменьшение санитарно-защитной зоны для действующих объектов при соблюдении определенных условий (п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3).
Следовательно, размер санитарно-защитной зоны при её установлении для конкретного объекта может не совпадать с размером нормативной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны, в том числе может быть меньше.
Таким образом, в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и установленной санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское" запрет АМУП "Ритуал-Сервис" осуществлять деятельность по захоронению на территории данного кладбища на расстоянии ближе 500 метров от жилых домов может быть установлен в целях защиты права истцов на благоприятную среду обитания только до момента установления размера санитарно-защитной зоны в порядке предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Решение суда в этой части подлежит изменению в связи с неправильным истолкованием закона.
Доводы апелляционной жалобы представителя АМУП "Ритуал-Сервис" о том, что строительство домов, в которых проживают истцы осуществлено вблизи существующих мест захоронения сами по себе не свидетельствуют о необоснованности иска в удовлетворенной части. Доказательств самовольного строительства жилых домов, в которых проживают истцы, ответчики не представили, а исковые требования о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны и запрете осуществлять деятельность по обслуживанию кладбища удовлетворены судом на основании статьи ст.17 Федерального закона от 12.01.1996г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в связи с установлением факта нарушения ответчиком, осуществляющим такую деятельность, требований санитарных норм и правил.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Артемовского городского суда от 24 февраля 2014 года изменить.
Установить срок исполнения АМУП "Ритуал-Сервис" обязанности разработать проект организации санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское" - 3 месяца.
Запретить АМУП "Ритуал-Сервис" осуществлять захоронения на территории кладбища "Шевелевское" на расстоянии ближе 500 метров от жилых домов до установления в соответствии с законодательством (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) размера санитарно-защитной зоны кладбища "Шевелевское".
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.