Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Наконечной Е.В., Завальной Т.Ю.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Находка Трансервис Плюс" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по направлению в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России заявления с целью проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры
по апелляционному представлению прокурора на решение Находкинского городского суда Приморского края от 18 февраля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А. , объяснения прокурора Ессина А.М. , представителя ответчика Козаковой Э.П. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Находка Трансервис Плюс" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по направлению в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России заявления с целью проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ООО "Находка Трансервис Плюс" ненадлежащим образом исполняет требования законодательства о транспортной безопасности, поскольку не принимает мер к проведению категорирования принадлежащих ему объектов транспортной инфраструктуры, что выражается в отсутствии инициации процедуры категорирования компетентным органом. Просит признать незаконным бездействие ООО "Находка Трансервис Плюс", выразившееся в ненаправлении в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России соответствующего заявления с целью проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры, а также обязать ООО "Находка Трансервис Плюс" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в данный государственный орган заявления о присвоении категории и включении в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств принадлежащих ответчику объектов.
В судебном заседании помощник Находкинского транспортного прокурора заявленные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы искового заявления, просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что законодательство Российской Федерации не содержит обязанностей владельца объекта транспортной инфраструктуры по инициации процедуры категорирования данных объектов, категорирование проводится соответствующим компетентным органом и носит уведомительный характер.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился прокурор, им подано апелляционное представление, просит решение отменить. В судебном заседании прокурор поддержал представление в части, просил изменить решение суда, исключив из мотивировочной части решения указание на незаконные действия прокурора.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, приходит к следующему.
Сославшись на положение ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" суд пришел к выводу о том, что у прокурора отсутствовали основания для проведения проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности в ООО "Находка Транссервис Плюс", в связи с чем его действия являются незаконными, а добытые доказательства в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГПК РФ не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно ст. 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно распоряжения Дальневосточной транспортной прокуратуры N50/7р от 1.08.2012 г. в целях повышения эффективности надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности все транспортные прокуроры были обязаны, в том числе: систематически анализировать сведения о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, принадлежащих поднадзорным субъектам транспортной инфраструктуры, в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведении оценки их уязвимости, утверждения компетентными органами результатов проведенной оценки и планов обеспечения транспортной безопасности; результаты анализа использовать для планирования и организации проверочных мероприятий; проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности проводить на системной основе, уделив особое внимание своевременной организации и проведению субъектами транспортной инфраструктуры, предусмотренных Федеральным законом от 9.02.2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности" мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
Во исполнение указанного распоряжения Находкинским транспортным прокурором была получена информация (письмо от 23.04.2013 г.) о том, что в адрес, в том числе ООО "Находка Трансервис Плюс", которое является владельцем подъездных путей не общего пользования, в период с ноября 2012 г. по настоящее время прибывали вагоны и контейнера с опасным грузом.
23.10.2013 г. прокурором была запрошена информация в Управлении транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта, согласно ответу сведения от субъектов транспортной инфраструктуры, в том числе от ООО "Находка Трансервис Плюс" об ОТИ, принадлежащих им на основе права собственности или использующие их на ином законном основании, не представлялись, с учетом этого, категория ОТИ не присваивалась и уведомления о присвоении категории не направлялись в адрес данного субъекта транспортной инфраструктуры.
23.10.2013 г. прокурором в ООО "Находка Трансервис Плюс" было направлено требование о предоставлении сведений и документов, касающихся вопросов транспортной безопасности, в срок до 29.10.2013 г..
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что с учетом поступившей информации, требования прокурора о предоставлении ООО "Находка Трансервис Плюс" сведений и документов, касающихся вопросов транспортной безопасности, во исполнение вышеуказанного распоряжения Дальневосточной транспортной прокуратуры, соответствовали требованиям закона и находились в его компетенции.
Кроме этого, из материалов дела усматривается, что представителем ответчика не оспаривались фактические обстоятельства дела и доказательства, представленные прокурором. В связи с этим, с учетом того, что оценка законности действий прокурора не была предметом настоящего дела, данные выводы суда судебная коллегия полагает также излишними.
На основании указанного, судебная коллегия считает необходимым уточнить мотивировочную часть решения, исключив из нее выводы суда, касающиеся законности действий прокурора.
По существу решение суда сторонами не обжалуется, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 18 февраля 2014 года оставить без изменения.
Уточнить мотивировочную часть решения Находкинского городского суда Приморского края от 18 февраля 2014 года исключив из нее абзацы пятый и шестой на четвертом листе, абзацы первый - пятый на пятом листе, а также выводы о незаконности проведенных надзорных мероприятий Находкинской транспортной прокуратуры из абзаца первого на шестом листе решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.