Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Королевой Е.В.
судей Кудриной Я.Г. и Ильиных Е.А.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Марченко ФИО14 об отмене решения избирательной комиссии Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района от 15 апреля 2014 года N 27 "О регистрации Дерика ФИО15 кандидатом на должность главы Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района"
по апелляционной жалобе Дерика В.Д.
на решение Красноармейского районного суда Приморского края от 29 апреля 2014 года, которым признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района от 15 апреля 2014 года N 27 "О регистрации Дерика ФИО16 кандидатом на должность главы Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения представителя Дерика А.В. - Епифановой Д.А., представителя избирательной комиссии Рощинского сельского поселения - Жуковой В.П., представителя Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" - Кириенко О.А., заключение прокурора Нишоновой Ф.А. о законности судебного решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марченко А.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ года назначены досрочные выборы главы Рощинского сельского поселения. Решением N N от ДД.ММ.ГГГГ года избирательной комиссией Рощинского сельского поселения Дерик В.Д. зарегистрирован кандидатом на должность главы Рощинского поселения. Заявитель зарегистрирован кандидатом решением избирательной комиссии N N от ДД.ММ.ГГГГ года. Считает решение избирательной комиссии N N от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что при регистрации Дерика В.Д. кандидатом были нарушены требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", а именно: в сведениях о доходах кандидата отсутствует указание на наличие денежных средств, находящихся на счетах в банках, отсутствует решение соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях", Дериком В.Д. не соблюдены ограничения, связанные с должностным или служебным положением, предусмотренные законом. Просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N N "О регистрации Дерика ФИО17 кандидатом на должность главы Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района".
В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях.
Заинтересованное лицо Дерик В.Д. и его представитель с заявленными требованиями не согласились, настаивая на законности обжалуемого решения по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями.
Председатель избирательной комиссии Рощинского сельского поселения в судебном заседании, признав допущенные избирательной комиссией нарушения, полагала заявление подлежащим удовлетворению.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, им подана апелляционная жалоба об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В силу части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела, на 25 мая 2014 года назначены досрочные выборы главы Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района.
Решениями избирательной комиссии Рощинского сельского поселения N N от ДД.ММ.ГГГГ года и N N от ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрированы Дерик В.Д. и Марченко А.В., соответственно, в качестве кандидатов на должность главы Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержит часть 6 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права и признавая незаконным решение избирательной комиссии о регистрации кандидатом Дерика В.Д., суд обоснованно исходил из того, что по делу установлены законные основания для отказа в регистрации указанного кандидата на должность главы сельского поселения, поскольку в представленных им на рассмотрение избирательной комиссии сведениях о доходах отсутствует указание на наличие денежных средств, находящихся в банке, а представленное решение политической партии "Единая Россия" о выдвижении в качестве кандидата на должность главы Рощинского сельского поселения Дерика Владимира Дмитриевича не является относимым к Дерику Владимиру Дмитровичу, зарегистрированному в качестве кандидата.
Такие выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Закон возлагает на кандидата безусловную обязанность сообщать о размере и об источниках своих доходов, принадлежащем на праве собственности имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах по форме, предусмотренной законом.
Дерик В.Д. сведения о своих доходах и имуществе указал по установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форме, представив их в избирательную комиссию Рощинского сельского поселения 10 апреля 2014 года. Вместе с тем, сведения о денежных средствах, находящихся на счете, открытом в отделении Сбербанка РФ, кандидат не указал. Неуказание необходимых в силу закона сведений правомерно расценено судом как основание для отмены регистрации кандидата по заявлению другого зарегистрированного кандидата на должность главы сельского поселения. Допущенное нарушение само по себе является достаточным для признания регистрации кандидата незаконной.
Довод апелляционной жалобы о том, что Дерик В.Д., не внеся в установленную законом форму сведения о денежном вкладе, нарушил лишь порядок заполнения указанной формы, а о принадлежащих денежных средствах сообщил, представив отдельную справку, выданную банком, нельзя признать состоятельным.
Регистрация кандидата на основании иных документов, чем предусмотрено законом, свидетельствовала бы о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и как следствие, о нарушении закрепленного статьёй 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистрация кандидата не может быть признана судом незаконной по основанию наличия в поданных им документах недостатков, поскольку избирательная комиссия Рощинского сельского поселения Красноармейского муниципального района не извещала кандидата Дерика В.Д. о таких недостатках, не предоставляла времени для их исправления основан на неверном понимании норм избирательного права.
Несовершение избирательной комиссией тех или иных предписанных законом действий не может быть препятствием для защиты судом нарушенного права другого кандидата в порядке статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и главы 26 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Более того, выявленные нарушения закона нельзя отнести к недостаткам в оформлении поданных документов, поскольку, необходимые к указанию сведения о наличии денежных средств, хранящихся в банке, Дериком В.Д. в установленном порядке не были сообщены вовсе.
Следует также заметить, что восстановление Дерика В.Д. в качестве кандидата на должность главы Рощинского сельского поселения невозможно, поскольку ДД.ММ.ГГГГ года решением избирательной комиссии Рощинского сельского поселения N N регистрация кандидата Дерика В.Д. аннулирована на основании его письменного заявления.
По указанному, судебная коллегия делает вывод, что суд правильно применив вышеуказанные положения закона и, правильно определив обстоятельства по делу, законно удовлетворил заявление Марченко А.В. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда Приморского края от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.