Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Соловьевой О.В., Наконечной Е.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова С.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение по апелляционной жалобе истца на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 14 марта 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения истца Гончарова С.Н., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Смирновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончаров С.Н. обратился в суд с названным иском, указав, что с 1994 года он проживает в квартире N 19 "б" дома N "адрес" в г. Владивостоке. До 2008 года указанная квартира являлась комнатой N 710, с 2008 года - комнатой N 2 в квартире N 19, с 2010 года - квартирой N 19 "б". Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 26 апреля 2007 года было отказано в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю о выселении Гончарова С.Н. из комнаты N 710, расположенной в здании общежития по "адрес" в г. Владивостоке. 28 апреля 2008 года с ответчиком заключён договор найма жилой комнаты N 2, общей площадью 12,3 кв. м в квартире N 19 (ранее комната N 701) в здании вышеназванного общежития сроком на 5 лет. Им проведена перепланировка с переустройством и присоединением мест общего пользования к комнате N 2, в результате чего площадь комнаты увеличилась на 12,3 кв. м. Комната переименована на квартиру N 19 "Б", о чём внесены соответствующие изменения в кадастровый паспорт помещения. Полагает, что поскольку он с 1994 года непрерывно проживает в спорном помещении, которое является единственным местом его проживания, жилое помещение является изолированным с отдельным входом, оплата за него производится как за отдельную квартиру, помещение не обладает признаками общежития, то оно подлежит приватизации. Просил признать за ним право собственности на занимаемое жилое помещение (квартиру) N 19 "б", общей площадью 23,5 кв. м, в том числе жилой 12,3 кв. м, расположенное в здании общежития по адресу: г. Владивосток, "адрес" .
В качестве соответчика судом привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал на то, что вопрос о смене статуса и отчуждении жилищного фонда Российской Федерации относится к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом как органа, осуществляющего управление федеральным имуществом, в связи с чем полагают себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что действующим законодательством установлен прямой запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях, статусом которого обладает здание N "адрес" в г. Владивостоке и которое является собственностью Российской Федерации.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда правильным.
Судом установлено, что 28 апреля 2008 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю и Гончаровым С.Н. был заключён договор найма жилой комнаты N 2, общей площадью 12,3 кв. м, в том числе жилой 12,3 кв. м, расположенной в квартире N 19 в здании общежития по адресу: г. Владивосток, "адрес" для временного проживания в нём.
В абзаце 4 пункта 1 названного договора указано, что передаваемая комната является федеральной собственностью и закреплена на праве оперативного управления за наймодателем. Срок действия договора установлен 5 лет (пункт 5 (л.д. 9-15)).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии N от 28 мая 2007 года, жилые и нежилые помещения общей площадью 3849,60 кв. м в здании (общежития с нежилыми помещениями, лит. 1), в том числе квартиры 17-19, адрес объекта: г. Владивосток, "адрес" , закреплены за Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю на праве оперативного управления.
Аналогичные сведения содержит свидетельство о государственной регистрации права серии N от 22 октября 2013 года.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 26 апреля 2007 года установлено, что расположенное по адресу: г. Владивосток, "адрес" здание относится к специализированным жилым помещениям, является общежитием и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно выписке из формы N 10 от 16 декабря 2013 года, в квартире N 19 комнате N 2 дома "адрес" в г. Владивостоке Гончаров С.Н. зарегистрирован с 23 июля 2004 года. Дополнительно указано, что документ на квартиру отсутствует (л.д. 16).
На основании решений комиссии по жилищным вопросам Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю от 2 июня 2008 года и 23 октября 2008 года, решения управления по учёту и распределению жилой площади администрации г. Владивостока от 28 апреля 2009 года Гончаровым С.Н. проведены переустройство и перепланировка предоставленной ему на основании договора найма жилой комнаты путём присоединения части мест общего пользования общежития.
После произведённых истцом работ по переустройству и перепланировке, по состоянию на 7 сентября 2010 года общая площадь жилого помещения N 2 увеличилась и составила 23,5 кв. м, из них - комната площадью 12,3 кв. м, кухня площадью 7,8 кв. м, санузел площадью 3,4 кв. м (кадастровый паспорт помещения (л.д. 28-29)). Жилому помещению присвоен номер N 19 "б".
Документов о заключении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю и Гончаровым С.Н. договора найма спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном виде истцом не представлено.
Обращение истца от 15 февраля 2013 года о разрешении на приватизацию спорного жилого помещения оставлено Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю без удовлетворения в связи с несоответствием фактически занимаемой площади жилого помещения (23,5 кв. м) с договором найма жилой комнаты N 2 в общежитии от 28 апреля 2008 года (12,3 кв. м) и отсутствием договора социального найма.
Согласно части 1 статьи 92 ЖК Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 названной статьи).
В силу части 1 и 2 статьи 94 ЖК Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Частью 1 статьи 99 ЖК Российской Федерации установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьёй 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 42 от 26 января 2006 года процедура исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда относится к компетенции Росимущества, как органа осуществляющего управление федеральным жилищным фондом, в том числе и находящегося на праве оперативного управления у Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в том числе: осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что здание, расположенное по адресу: г. Владивосток, проспект Красного Знамени, д. 38 имеет статус общежития, в муниципальную собственность не передавалось, решение о его приватизации собственником Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом не принималось, намерения проведения приватизации занимаемых истцом комнат в общежитии у собственника не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав вышеприведённые нормы, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для приватизации жилого помещения N 19 "б" в доме "адрес" в г. Владивостоке и удовлетворения заявленного Гончаровым С.Н. иска.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой установил все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, его выводы основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о вынесении решения по делу во время беседы не может быть принят во внимание.
Из материалов дела следует, что стороны на подготовку дела к судебному разбирательству были вызваны на 5 февраля 2014 года, о чём свидетельствует определение судьи о принятии заявления к производству от 27 декабря 2013 года (л.д. 1).
В связи с привлечением в качестве соответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом была назначена подготовка на 13 февраля 2014 года. Судебное разбирательство по настоящему делу назначено на 14 марта 2014 года. Таким образом, довод истца о том, что судебное заседание прошло в рамках беседы является необоснованным.
Указание в жалобе на то, что 90 % квартир в здании N "адрес" в г. Владивостоке являются приватизированными, не свидетельствует о незаконности или необоснованности решения, поскольку указанные обстоятельства не относятся к предмету настоящего спора.
Ссылка истца на то обстоятельство, что свидетельство о государственной регистрации права серии N от 22 октября 2013 года не содержит сведений о принадлежности Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю квартиры с номером 19 "б" не является основанием к отмене решения. Из материалов дела следует, что в состав указанной в свидетельстве от 22 октября 2013 года квартиры N 19 входит восемь жилых помещений, в том числе и предоставленная Гончарову С.Н. комната.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание по адресу: г. Владивосток, "адрес" утратило статус общежития являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Не может быть принята во внимание как на основание требований ссылка истца на положения статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку здание общежития в муниципальную собственность не передавалось.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что спорный объект, являясь федеральной собственностью, должен находиться в ведении администрации по месту его расположения, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Все указанные в апелляционной жалобе доводы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом первой инстанции, и опровергаются материалами дела.
Оснований к отмене решения не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 14 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончарова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.