Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Соловьевой О.В., Завальной Т.Ю.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского городского округа о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 3 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено признать незаконным бездействие администрации Дальнереченского городского округа по непроведению мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске, и изготовлению технического паспорта указанной автомобильной дороги.
Обязать администрацию Дальнереченского городского округа выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией автомобильной дороги по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске, и изготовить технический паспорт указанной автомобильной дороги в срок до 30.06.2015.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А. , объяснения прокурора Звягинцевой Т.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в результате проведенной проверки было установлено, что дорога по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске, не паспортизирована. Спорная автомобильная дорога по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске (реестровый номер 1269/23) является собственностью Дальнереченского городского округа, администрация Дальнереченского городского округа обязана осуществлять паспортизацию данной автомобильной дороги. Указанные обстоятельства также подтверждаются информацией администрации Дальнереченского городского округа от 13.12.2013, 29.01.2014 и выпиской из реестра муниципального имущества. Отсутствие паспорта автомобильной дороги по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске (реестровый номер 1269/23) влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию указанной автомобильной дороги. Просит признать незаконным бездействие администрации Дальнереченского городского округа по непроведению мероприятий, связанных с паспортизацией автомобильной дороги по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске, и изготовлению технического паспорта указанной автомобильной дороги. Обязать администрацию Дальнереченского городского округа выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией автомобильной дороги по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске, и изготовить технический паспорт указанной автомобильной дороги в срок до 30.06.2015.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Дальнереченского городского округа с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что действительно, дорога по ул. Гарнизонная в г. Дальнереченске является автомобильной дорогой местного значения, является собственностью Дальнереченского городского округа. Паспортизация данной автомобильной дороги не проведена. Администрацией проводится определенная работа по паспортизации дорог, однако расходы по изготовлению одного паспорта составляют не менее 150-200 тысяч рублей. Расходы на проведение мероприятий по паспортизации автомобильных дорог запланированы на 2015 г ... После утверждения бюджета на 2015 г. и проведения аукциона в электронной форме, будет произведена паспортизация автомобильных дорог. Указанные работы будут выполнены в срок до 30.06.2015 г ... В связи с этим просит в иске прокурора отказать.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет, что дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее по тексту - Закон).
Согласно ч. 9 ст. 6 указанного Закона, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 17 указанного Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
В соответствии с п.п. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений
В силу п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской федерации от 07.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 29.01.2014, Дальнереченский городской округ является собственником автомобильной дороги, общей протяженностью 174,84 км, реестровый номер N1269 (л.д. 7).
Согласно информации об автомобильных дорогах общего пользования местного значения (л.д. 8) автомобильная дорога по улице Гарнизонная в г. Дальнереченске (реестровый номер 1269/23) является собственностью Дальнереченского городского округа.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
Поскольку администрация Дальнереченского городского округа не осуществляет обязанность по паспортизации автомобильной дороги по ул. Гарнизонная в г. Дальнереченске, при этом представителем ответчика в судебном заседании данные обстоятельства не оспаривались, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в бюджете Дальнереченского городского округа недостаточно денежных средств для проведения мероприятий по паспортизации автомобильной дороги и изготовления технического паспорта судебной коллегией не принимаются, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности принятого решения.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 3 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.