Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей Игошевой О.И., Розановой М.А.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Владивостока о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Владивостока
на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 27 февраля 2014 года, которым требования удовлетворены: на администрацию г. Владивостока возложена обязанность произвести работы по приведению проезжей части дороги в районе дома N 63 по ул. Нейбута в г. Владивостоке в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав прокурора Звягинцеву Т.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с настоящим иском в обоснование требований указав, что прокуратурой Ленинского района города Владивостока совместно с отделом ГИБДД УМВД РФ по городу Владивостоку была проведена проверка, в результате которой было установлено, что на участке дороги в районе дома N 63 по улице Нейбута в городе Владивостоке имеется участок дороги, дорожная разметка на котором не соответствует п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93.
Поскольку обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения в городе Владивостоке в соответствии с положениями Федеральных законов "О безопасности дорожного движения", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность произвести работы по приведению проезжей части в районе дома N 63 по ул. Нейбута в г. Владивостоке в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации города Владивостока в судебном заседании с иском не согласился, указав, что мероприятия по нанесению дорожной разметки на территории Владивостокского городского округа будут проводиться после заключения муниципального контракта.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Прокурор в судебном заседании против доводов жалобы возражал.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 6 названного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 5059-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221.
В соответствии с пунктами 4.2.2, 4.2.3 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на администрацию г. Владивостока возложена обязанность по содержанию дорог местного значения, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения за счет средств городского бюджета.
Материалами дела подтверждено, что участок дороги в районе дома N 63 по ул. Нейбута в г. Владивостоке не соответствует требованиям п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93, что угрожает безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц.
Таким образом, выводы суда о возложении на ответчика обязанности по приведению указанного участка дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 обоснованы и соответствуют вышеуказанным нормам права.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности прокурором факта нарушения администрацией г. Владивостока требований ГОСТ Р 50597-93 на спорном участке дороги опровергается представленным в материалы дела актом проверки с фототаблицей от 21 декабря 2013 года (л.д.5-7). Доказательств, свидетельствующих о недостоверности данного акта администрацией г. Владивостока не представлено.
Учитывая, что при плохо различимой дорожной разметке повышается вероятность аварийных ситуаций на дороге, неисполнение администрацией г. Владивостока обязанностей по восстановлению разметки влечет угрозу безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся участниками дорожного движения, как в качестве пешеходов, так и в качестве водителей и пассажиров транспортных средств.
Поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.