Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Власенко И.Г., Федоровой Л.Н.,
при секретаре Барса О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, ОАО "ДСЗ" о снятии судна с регистрационного учета и признании судового билета недействительным,
по апелляционной жалобе ОАО "ДСЗ" на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ , которым исковые требования удовлетворены, на ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делами гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю", ОАО "Дробильно-сортировочный завод" возложена обязанность снять с регистрационного учета катер PRINCESS 23 M "APHINA", ДД.ММ.ГГГГ постройки, с присвоением регистрационного (бортового) номера N , в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Судовой билет N от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав прокурора Окуневич С.Ю., представителя ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю" Кутявину Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. Приморского транспортного прокурора в защиту права и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о снятии судна с регистрационного учета и признании судового билета недействительным. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО "ДСЗ" произведена регистрация катера PRINCESS 23 M "APHINA", ДД.ММ.ГГГГ постройки, с присвоением регистрационного (бортового) номера N . Указанный катер имеет длину 22,4 м. На основании совершенных регистрационных действий ДД.ММ.ГГГГ судовладельцу выдан судовой билет N . В силу Федерального закона N 36-ФЗ от 23.04.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна", технические параметры судна, которые превышают длину 20 м., перестали отвечать признакам маломерного
судна, в связи с чем собственник обязан зарегистрировать катер в государственном судовом реестре РФ. Уклонение собственника от регистрации судна нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие регистрации судна в Государственном судовом реестре не позволят в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией судна. Просил обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю" снять с регистрационного учета катер PRINCESS 23 M "APHINA", ДД.ММ.ГГГГ постройки, с присвоением регистрационного (бортового) номера N в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, признать судовой билет N от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
В ходе судебного заседания в качестве соответчика привлечено ОАО "ДСЗ".
В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю и ОАО "Дробильно-сортировочный завод" снять с регистрационного учета катер PRINCESS 23 M "APHINA", ДД.ММ.ГГГГ постройки, регистрационный номер N , признать судовой билет N от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю" в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указала, что регистрация судна проведена в соответствии с ранее действующим законом, в связи с чем оснований для ее признания недействительной не имеется.
Представитель ответчика - ОАО "ДСЗ" в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что государственная регистрация судна являлась законной. Федеральный закон N 36-ФЗ от 23.04.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" не имеет обратной силы. Исключение из реестра маломерных судов осуществляется исключительно по заявлению собственника судна или уполномоченного им лица. Оснований для признания недействительным судового билета законом не предусмотрено.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласился ответчик - ОАО "ДСЗ", его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.
В жалобе указано на недоказанность наличия угрозы и безопасности в отношении неопределенного круга лиц, отсутствие обязанности у владельцев судна снимать судно с реестра в определенные сроки, необходимость применения закона только в отношении тех правоотношений, которые возникнут после его введения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о соответствии решения требованиям закона.
По материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ОАО "ДСЗ" произведена регистрация катера PRINCESS 23 M "APHINA", ДД.ММ.ГГГГ
года постройки, длиной 22, 4 м., с присвоением регистрационного (бортового) номера N в государственном реестре маломерных судов. На основании государственной регистрации в реестре маломерных судов собственнику выдан судовой билет N .
Федеральным законом N 36-ФЗ от 23.04.2012 внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе, в части определения технических характеристик маломерного судна.
Частью 3 ст. 7 КТМ РФ предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Суда, длина которых превышает 20 метров, в соответствии со ст. 35 КТМ РФ подлежат регистрации в Государственном судовом реестре капитаном морского порта.
Разрешая спор суд первой инстанции правильно принял во внимание, что в силу ст. 41 КТМ РФ от 30.04.1999 N81-ФЗ собственник судна обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно о любом изменении сведений, подлежащих внесению в государственный судовой реестр РФ, реестр маломерных судов, в т.ч. о его типе и назначении ( п.2 ст.39 КТМ РФ).
Согласно ст. 44 КТМ РФ в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов, в порядке, установленном пунктом 4 ст. 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.
Поскольку в связи с изменением закона катер PRINCESS 23 M "APHINA" перестал являться маломерным судном, а собственник не принял в разумные сроки мер по его перерегистрации, решение суда о снятии судна с регистрационного учета является правомерным.
Изложенные в жалобе доводы о недоказанности нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц судебная коллегия признает необоснованными, поскольку собственник судна не представил сведений о том, что судно находится в нерабочем состоянии либо не эксплуатируется, в связи с чем отсутствие регистрации в государственном судовом реестре лишает возможности уполномоченный орган осуществить контроль и проверку на соответствие катера требованиям, предъявляемым такому типу и классу судов.
Довод апелляционной жалобы о том, что закон не имеет обратной силы, а изменение законодательства не влечет недействительность регистрации судна является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Нахождение катера на учете в ГИМС в качестве маломерного судна является длящимся правоотношением, в связи с чем со дня вступления Федерального закона N 36-ФЗ от 23.04.2012 в силу данный нормативный правовой акт подлежит применению к указанным отношениям.
Учитывая, что правовым последствием исключения из государственного реестра сведений о судне является аннулирование выданного на основании регистрации судового билета, судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, ранее занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения в отношении удовлетворенного требования о признании судового билета недействительным, изложить его в редакции:
Аннулировать судовой билет N , выданный ДД.ММ.ГГГГ на маломерное судно катер PRINCESS 23 M "APHINA", ДД.ММ.ГГГГ постройки, регистрационный (бортовой) номер N .
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.