Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Королевой Е.В., Кудриной Я.Г.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Достоваловой Д.А. об оспаривании действий Департамента по делам молодежи Приморского края об исключении заявителя и членов ее семьи из предварительного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по апелляционной жалобе заявителя на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 марта 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения Достоваловой Д.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента по делам молодежи Приморского края Л.Д.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Достовалова Д.А. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что ее семья в составе 3 человек: она, супруг Д.В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Достоваловой Д.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются зарегистрированными в 2013 году участниками программы "Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке" на 2012-2015 годы", в установленном порядке семья была признана нуждающейся в жилом помещении (постановление Администрации города Владивостока N от ДД.ММ.ГГГГ ) и имеющей достаточные доходы для получения кредита для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (постановление администрации города Владивостока N от ДД.ММ.ГГГГ ). На официальном сайте администрации Приморского края ДД.ММ.ГГГГ размещены утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 года, однако ее семья в этот список не включена. Согласно письму администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ N семья Достоваловых удалена из списка молодых семей-участников программы на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ N заседания комиссии по рассмотрению и утверждению списков молодых семей - участниц программы "Обеспечение молодых семей" на 2013 -2017 годы в связи с превышением возраста одного из супругов, так как ДД.ММ.ГГГГ Д.В.В. исполнится 36 лет. Заявитель не согласна с действиями Департамента, поскольку на момент утверждения списков ДД.ММ.ГГГГ N возраст ее супруга, а также ее возраст не превышает возрастной ценз, установленный законом для участников программы. Просила признать незаконными действия Департамента по делам молодежи Приморского края по невключению ее и членов семьи в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году; обязать Департамент включить ее и членов ее семьи в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента по делам молодежи Приморского края возражала относительно заявленных требований, пояснив, что при формировании заявки на 2013 год департаментом в сводный список семей-участников подпрограммы включены все семьи, возраст супругов которых на момент формирования заявки не достиг 36 лет, однако заявка возвращена Минстроем РФ в департамент на доработку по причине наличия в сводном списке семей граждан, достигших 36-летнего возраста к моменту ее рассмотрения Минстроем РФ. Принимая во внимание, что супругу заявительницы исполнялось 36 лет ДД.ММ.ГГГГ , учитывая, что окончательное утверждение сводного списка осуществляется после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год, Департаментом принято решение о не включении в предварительный список семьи Достоваловых.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неверным толкованием норм материального права (пункты 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Отказывая Достоваловой Д.А. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что одним из критериев отбора участников программы на получение социальной выплаты в 2014 году является возраст, который не должен превышать 35 лет в планируемом году, когда предполагается получение социальной выплаты. Поскольку на момент принятия судом решения список Департаментом не утвержден, семья Достоваловых не соответствует требованиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, ввиду того, что возраст одного из супругов в 2014 году превысит 35 лет.
Между тем выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях реализации названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого заявителем решения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы, которым в соответствии с паспортом федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являлось Министерство регионального развития Российской Федерации, в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 398-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013 - 2017 годы, Уставом города Владивостока, постановлением администрации города Владивостока от 08.02.2011 N 92 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в администрации города Владивостока", распоряжением Администрации города Владивостока от 28.04.2012 N 280-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке" на 2012 - 2015 годы" администрация города Владивостока утвердила долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке" на 2012 - 2015 годы.
Как установлено в судебном заседании, семья Достоваловых в составе трех человек постановлением администрации город Владивостока N от ДД.ММ.ГГГГ признана участницей долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке" на 2012 - 2015 годы.
Однако решением комиссии по рассмотрению и утверждению списков молодых семей-участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013-2017 годы, утвержденным приказом департамента по делам молодежи Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N семья Достоваловых исключена из предварительного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в связи с превышением возраста 35 лет одного из супругов в феврале 2014 года.
Из содержания анализируемых нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения следует, что возраст участника программы определяется на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Законодатель не связывает достижение предельного возраста участника программы с датой рассмотрения заявки государственным заказчиком, в связи с чем, реализация прав граждан на получение социальной поддержки не может быть поставлена в зависимость от иных, не предусмотренных законодательством условий.
В соответствии с частью 6 программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке" на 2012 - 2015 годы", действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, управление по работе со СМИ администрации города Владивостока и управление по учету и распределению жилой площади администрации города Владивостока в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому году предоставления социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья экономкласса в планируемом году, формирует список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья экономкласса, и предоставляет его в департамент по делам молодежи Приморского края на утверждение.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья эконом класса и их использования указанной программы, участником Программы может быть молодая семья возраст каждого из супругов на день принятия департаментом по делам молодежи Приморского края решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Как усматривается из материалов дела приказом Департамента по делам молодежи Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году.
Супруг заявителя Д.В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ , то есть на ДД.ММ.ГГГГ - на день принятия Департаментом решения о включении молодых семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, возраст каждого из супругов не превышал 36 лет, и они имели право состоять в списках участников программы.
Поскольку ненормативным правовым актом органа местного самоуправления семья заявителя в 2013 году была признана участницей долгосрочной целевой программы и на момент формирования списка отвечала критериям участников подпрограммы, то она имела право на получение социальной выплаты.
При составлении списка претендентов иных оснований несоответствия семьи Достоваловых требованиям, предъявляемым к участницам программы Департаментом не представлено, в связи с чем исключение данной семьи из списка претендентов на получение социальных выплат в 2014 году по основанию превышения одним из супругов возраста 35 лет является необоснованным и нарушающим права заявителя на получение мер социальной поддержки для приобретения жилья.
Пунктом 24 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья эконом класса и их использования предусмотрены основания внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - участников Программы, однако достижение одним из супругов возраста превышающего 36 лет к таким основаниям не относится.
Не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том, что список претендентов на получение социальной выплаты до настоящего времени не утвержден, поскольку в материалах дела на л.д. 29 имеется приказ Департамента по делам молодежи Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году. Отсутствие семьи Достоваловых в данном списке, признанной участницей программы в установленном законом порядке, не соответствует требованиям закона и препятствует реализации законных прав заявителя на получение социальных выплат.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает решение незаконным, а заявление Достоваловой Д.А. обоснованным, что в силу части 1 статьи 258 ГПК РФ влечет возложение на уполномоченный орган обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя.
Поскольку Департамент молодежи Приморского края в рамках своей компетенции не включил заявителя и членов ее семьи в списки молодых семей- участниц подпрограммы - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, восстановление прав заявителя обеспечивается путем включения семьи Достоваловых в данный список.
Срок восстановления прав заявителя, указанный в заявлении недостаточен для исполнения решения, поэтому судебная коллегия считает необходимым обязать Департамент включить семью Достоваловых в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в течение одного месяца со дня вынесения определения.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 марта 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Достоваловой Д.А. об оспаривании действий Департамента по делам молодежи Приморского края удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению и утверждению списков молодых семей-участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013-2017 годы, утвержденное приказом департамента по делам молодежи Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении семьи в составе: Д.В.В. , Достоваловой Д.А. , Д.Д.В. из предварительного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году отменить.
Обязать Департамент по делам молодежи Приморского края включить семью в составе трех человек: Д.В.В. , Достоваловой Д.А. , Д.Д.В. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, в течение одного месяца со дня вынесения настоящего определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.