Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Власенко И.Г., Федоровой Л.Н.,
при секретаре Федюченко Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукащук С.В. к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по заключению договоров купли-продажи земельных участков,
по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ , которым исковые требования удовлетворены частично, на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность заключить с Лукащук С.В. договоры купли-продажи земельного участка, площадью 1538+\-14 кв.м., кадастровый номер N , земельного участка, площадью 1786+\-15 кв.м., кадастровый номер N , расположенных по адресу: "адрес" . кв.м. С администрации Уссурийского городского округа в пользу Лукащук С.В. взысканы расходы по оплате госпошлины и юридических услуг в размере 10200 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав Лукащук С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукащук С.В. обратился в суд с иском о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности по заключению договоров купли-продажи земельных участков. В обоснование требований указал, что на основании договоров купли-продажи является собственником 2 зданий - литер ФИО8 - административное, химическая лаборатория), общей площадью 386, 9 кв.м. и литер ФИО9 - геофизическая лаборатория, общей площадью 558, 8 кв.м., расположенных по адресу "адрес" . ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Уссурийска с заявлением о предоставлении земельных участков площадью 1538 кв.м и 1786 кв.м. для обслуживания и эксплуатации зданий по указанному адресу в собственность, в чем ему было отказано по причине того, что в кадастровых паспортах установлен вид разрешенного использования земельных участков - "под общественную застройку". В соответствии с Правилами землепользования и застройки земель муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район" эти участки относятся к зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения, в которых названный вид разрешенного использования отсутствует. Ему было рекомендовано обратиться с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования земельных участков. В изменении вида разрешенного использования ему также отказано, поскольку сведения об участках носят временный характер, а статус кадастровых сведений может быть изменен при осуществлении государственной регистрации прав. Просил возложить на ответчика обязанность заключить договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N , местоположение: "адрес" , площадь участка 1538+\-14 кв.м., земельного участка с кадастровым номером N , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 2 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: "адрес" , площадь участка 1786+\- 15 кв.м., взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб., юридических услуг в размере 10000 руб.
В судебном заседании истец, его представитель поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, представил письменный отзыв, согласно которому полагал, что администрацией г.Уссурийска права и законные интересы истца не нарушены. Предоставление спорных земельных участков в собственность невозможно без приведения вида разрешенного использования в соответствие с Правилами землепользования и застройки.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которыми не согласился ответчик - администрация Уссурийского городского округа, его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения суда как незаконного.
В жалобе указано на неправильное определение судом обстоятельств дела, неправильные выводы суда в отношении вида разрешенного использования земельных участков - "под общественную застройку", который не предусмотрен территориальным зонированием, необходимости внесения изменений в вид разрешенного использования в соответствии с установленным порядком.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о соответствии решения требованиям закона.
В соответствии с п.2, п.3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" ( п.4 ст. 34 ЗК РФ).
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса ( ч.3 ст. 35 ЗК РФ).
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Лукащук С.В. на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ является собственником двухэтажных зданий литер ... - геофизическая лаборатория, общей площадью 558, 8 кв.м. и литер ... - административное, химическая лаборатория, общей площадью 386,9 кв.м. назначение: нежилое, адрес (местонахождение) объектов: "адрес" .
ДД.ММ.ГГГГ Лукащук С.В. обратился в Администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу местонахождения объектов недвижимости с целью "обслуживания и эксплуатации зданий" и в последующем с заявлением об изменении вида разрешенного использования, поскольку в кадастровом паспорте указан вид использования земельных участков "под общественную застройку".
В удовлетворении вышеуказанных заявлений отказано.
По материалам дела суд первой инстанции установил, что испрашиваемые истцом земельные участки отнесены к территориальной зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения, где разрешено в т.ч. размещение объектов административно-делового назначения, принял во внимание, что участки не имеют ограничений в обороте, согласно указанному истцом целевому назначению не противоречат территориальному зонированию и виду разрешенного использования и пришел к правильному выводу о незаконности отказа в предоставлении земельных участков, поскольку запись в кадастровом паспорте о виде разрешенного использования земельного участка не носит правоустанавливающего характера, а закон не содержит оснований к отказу в продаже земельных участков по основаниям несоответствия вида использования земельных участков указанному в кадастровом паспорте виду разрешенного использования.
Выводы суда согласуются с положениями п.9 ст.4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2005 N221, согласно которому сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и положениями п.3.2 ст. 10, п.1 ст. 12 Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утвержденным решением Думы Муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 N 104 (в редакции решения Думы Уссурийского городского округа от 10.02.2014, с изм. от 03.03.3014), согласно которым зона коммерческого и коммунально-бытового назначения является одним из видов разрешенного использования общественно-деловой зоны, которая в своем территориальном делении подразделяется в т.ч. на зону делового назначения, зону общественного и социального назначения, зону обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
Все вышеуказанные зоны предназначены в т.ч. для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 настоящего Федерального закона.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости такие сведения могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости (статья 24 названного Закона).
Ссылка в жалобе на установленную процедуру внесения изменений в кадастр о разрешенном виде использования земельного участка не свидетельствует о неправильных выводах суда, поскольку такой вид разрешенного использования земельного участка "под общественную застройку" не предусмотрен территориальным зонированием Уссурийского городского округа, в связи с чем, с учетом пояснений истца о том, что спорные земельные участки поставлены на временный кадастровый учет с вышеуказанным видом использования администрацией Уссурийского городского округа, у Администрации городского округа не имелось оснований к отказу в удовлетворении поданных Лукащук С.В. заявлений.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оснований для отмены решения по доводам жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.