Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Королевой Е.В. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макаренко Н.П. об оспаривании действий Межмуниципального отдела МВД России "Спасский" по отказу в регистрации гражданского оружия по апелляционной жалобе заявителя на решение Спасского районного суда Приморского края от 25 февраля 2014 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения Макаренко Н.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обжалуя отказ в регистрации оружия, Макаренко Н.П. указал, что 9 декабря 2013 года обратился в лицензионно-разрешительный отдел МОМВД России "Спасский" для постановки на регистрационный учет принадлежащего ему гражданского оружия - охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия модели ИЖ-27 калибра 12 N . 9 января 2014 года в проведении регистрационных действий заявителю отказано на основании того, что он не состоит на учете в МОМВД России "Спасский" как владелец указанного гражданского оружия. Считает данные действия незаконными. Оружие модели ИЖ-27 калибра 12 N приобретено заявителем 27 марта 1979 года при наличии всех необходимых на тот момент документов, в том числе разрешения на приобретение оружия. После приобретения оружия оно было постановлено на регистрационный учет в Спасском ГОВД. После 1996 года заявитель не продлевал охотничий билет, который был изъят, при этом оружие оставалось у него на хранении. 15 октября 2013 года Макаренко Н.П. привлечен к административной ответственности по части ... статьи ... КоАП РФ, оружие изъято и помещено на хранение в комнату хранения оружия МОМВД России "Спасский". Полагает, что действия должностных лиц МОМВД России "Спасский" нарушают его право собственности, так как основанием для приятия оспариваемого решения явилось не отсутствие у него права на оружие, а ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанности по учету зарегистрированного оружия, а также сохранности архивной документации. Просил признать незаконным отказ МОМВД России "Спасский" в проведении действий по регистрации гражданского оружия - охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия модели ИЖ-27 калибра 12 N в связи с отсутствием права собственности; обязать МОМВД России "Спасский" поставить на регистрационный учет в МОМВД России "Спасский" гражданское оружие - охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие модели ИЖ-27 калибра 12 N с указанием собственника - Макаренко Н.П.
В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель МОМВД России "Спасский" возражал против заявленных требований, пояснив, что документов, подтверждающих право собственности заявителя на гражданское оружие не представлено. Согласно учетам группы лицензионно-разрешительной работы МОМВД России "Спасский" как владелец гражданского оружия модели ИЖ-27 калибра 12 N заявитель не значится.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 9 декабря 2013 года Макаренко Н.П. обратился с заявлением в МОМВД России "Спасский" о регистрации ружья марки ИЖ-27 калибра 12 N на гражданина Фальчука В.А.
Из материалов проверки, в представленной копии паспорта на охотничье ружье марки ИЖ-27 калибра 12 N , ДД.ММ.ГГГГ выпуска указано, что организацией продавшей оружие, является Спасское охотничье общество, дата продажи 27 марта 1979 года. Установить, кому продано ружье и его законного владельца не представляется возможным. Согласно учетам ГЛРР МО МВД России "Спасский" Макаренко Н.П. владельцем указанного гражданского оружия не значится.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "Об оружии" право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют граждане Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "Об оружии" гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешение на хранение и ношение оружия, а также гражданам, имеющим лицензии на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, после перерегистрации оружия в органах внутренних дел по месту учета указанного оружия (часть 3 статьи 20 Федерального закона "Об оружии").
Аналогичные положения содержаться в пунктах 13 и 14 (а) "Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814.
Приказом МВД России от 27 апреля 2012 года N 373 (ред. от 18.12.2013) утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему пунктом 2 которого установлено, что заявителями являются граждане Российской Федерации, указанные в пункте 8 статьи 10 и статье 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", являющиеся собственниками охотничьего огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом (в целях охоты или занятия профессиональной деятельностью, связанной с охотой), спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (в целях охоты), охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения (в целях самообороны) и патронов к нему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что паспорт на охотничье ружье марки ИЖ-27 калибра 12 N не является документом, удостоверяющим право собственности заявителя на указанное ружье.
Поскольку законность приобретения оружия подлежит подтверждению документами, выдаваемыми органами полиции, свидетельские показания являются недопустимыми доказательствами обстоятельств, на которые ссылается заявитель, в связи с чем довод апелляционной жалобы о необоснованности отклонения ходатайства о допросе свидетелей, является необоснованным.
Макаренко Н.П. при обращении 9 декабря 2013 года с заявлением в МОМВД России "Спасский" о перерегистрации ружья не представлены документы, необходимые для совершения непосредственно регистрационных действий в отношении гражданского оружия, перечень которых предусмотрен Федеральным законом "Об оружии".
Отсутствие документов, подтверждающих законность приобретения (владения) оружием является основаниями для отказа в выдаче разрешения на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов.
Обязанность по подтверждению законности приобретения оружия лежит на владельце такого оружия и не может является обязанностью органов внутренних дел и органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органов государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации, осуществляющих контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.
Лицензионно-разрешительный порядок приобретения, хранения и ношения оружия, установленный статьей 13 Федерального закона "Об оружии" направлен на то, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также на то, чтобы обеспечить его строго целевое использование.
Наличие паспорта к двуствольному охотничьему ружью свидетельствует о законности изготовления оружия, однако не подтверждает законность его приобретения Макаренко Н.П., в связи с чем оружие было изъято и помещено на хранение в МОМВД России.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 20 мая 1993 года N 4992-1 "Об оружии", действовавшего на дату отметки в паспорте к ружью, правом на приобретение гражданского оружия имели граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
Ни одного из документов, предусмотренных законом от 20 мая 1993 года N 4992-1, заявителем представлено не было.
Поскольку установлено, что оспариваемое решение соответствует закону, права либо свободы заявителя не были нарушены, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Ссылка на нарушение положений статьи 152 ГПК РФ, основана на ошибочном толковании закона. При подготовке дела к судебному разбирательству судья вправе проводить предварительное судебное заседание (пункт 13 части 1 статьи 150 ГПК РФ), которое назначается не по каждому гражданскому делу, а только в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 152 ГПК РФ: в целях процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств по делу, исследования фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности. Поскольку закрепления распорядительных действий сторон при рассмотрение заявления в порядке главы 25 ГПК РФ не требуется, не имелось оснований для назначения предварительного судебного заседания.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 25 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.