Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шульга С.В.,
судей Федоровой Л.Н., Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре Мочаловой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Любчиковой Е.А. к Министерству финансов Российской Федерации, департаменту труда и социального развития Приморского края о признании права на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возмещении убытков
по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Черниговского районного суда Приморского края от 06.03.2014, которым взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Любчиковой Е.А. убытки, понесённые в связи с оплатой отопления и освещения за период с сентября 2011 г. по октябрь 2013 г. в сумме ... руб., оплатой жилого помещения за период с сентября 2011 г. по ноябрь 2013 г. в сумме ... руб., судебные расходы в сумме ... руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Н., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации- ФИО7 , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Любчикова Е.А. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения по Черниговскому муниципальному району, Министерству финансов Российской Федерации, указав, что с 01.09.2004 работает воспитателем негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N N ... ", проживает в сельской местности. До сентября 2011 г. она, как педагогический работник, пользовалась льготами по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Просила с учетом уточнения требований признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу, проживающему и работающему в сельской местности, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в виде расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения за период с сентября 2011 г. по октябрь 2013 г. в сумме ... руб., расходы на оплату услуг представителя в размере ... руб. и по уплате государственной пошлины в размере ... руб.
В ходе производства по делу произведена замена ненадлежащего ответчика отдела социальной защиты населения по Черниговскому району департамента социальной защиты населения Приморского края надлежащим - департаментом труда и социального развития Приморского края.
Представитель департамента труда и социального развития Приморского края иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Минфина России.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 06.03.2014 исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель Минфина России просит об отмене решения, указывает, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг распространяется только на федеральные государственные образовательные учреждения, образовательные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные учреждения.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Любчикова Е.А., представитель департамента труда и социального развития Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права (п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела видно, что Любчикова Е. А. с 01.09.2004 по настоящее время работает воспитателем в негосударственном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N ... ", проживает в пгт. "адрес" , до 01.09.2011 пользовалась льготой на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогический работник.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в ходе изменения законодательства Российской Федерации в области образования меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам негосудрственных образовательных учреждений не были отменены, в связи с чем пришел к выводу о возложении ответственности по возмещению убытков на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013.
Согласно ч. 8 ст. 47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации и обеспечивается за счет ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Абзац 3 п. 5 ст. 55 указанного Закона закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ дополнил абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ, вступившей в законную силу с 01.11.2011, предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", действовавшей до 01.09.2013, указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принятые во исполнение абз. 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
На территории Приморского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края".
Частью 5 ст. 14 указанного Закона Приморского края в редакции, действовавшей на день вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ, то есть на 01.01.2011, предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 01.01.2004 на территории Приморского края пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Таким образом, из данной нормы следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, не было связано с формой собственности образовательного учреждения.
В дальнейшем, Законом Приморского края от 12.08.2011 N 806-КЗ в данную норму закона внесены изменения, в соответствии с которыми льготы предусмотрены только для педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также в рабочих поселках (поселках городского типа), существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 01.01.2004 на территории Приморского края.
В связи с внесением изменений в краевое законодательство отдел социальной защиты населения по Черниговскому муниципальному району департамента социальной защиты населения Приморского края (после реорганизации департамента социальной защиты населения Приморского края - территориальный отдел департамента труда и социального развития) с 01.09.2011 прекратил предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N N ... , а также педагогическим работникам детских садов войсковых частей.
Судебная коллегия считает, что поскольку истец пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки, установленных ранее действующим Законом Российской федерации "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, то истица вправе требовать возмещения убытков, возникших в связи с расходами по оплате жилого помещения, отопления и освещения за спорный период.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации нельзя признать соответствующим положениям гражданского законодательства.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, в ст. 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
С учетом того, что обязанность компенсации мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Федеральным законом была возложена на бюджет субъекта федерации, решение суда о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истицы убытков, возникших в связи с расходами по оплате жилого помещения, отопления и освещения за спорный период, нельзя признать законным и обоснованным.
Исходя из того, что требование о взыскании убытков было заявлено к Российской Федерации, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере ... руб.
В остальной части решение не оспорено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 06.03.2014 отменить в части взыскания убытков, принять по делу новое решение.
В иске Любчиковой Е.А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.