Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Важениной Н.С., Шароглазовой О.Н.
с участием прокурора Ровенко В.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, проживающих на территории Партизанского городского округа к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги"
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 20 февраля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены и на ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность привести в соответствие с нормами действующего законодательства беспрепятственный доступ инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, проживающих и пребывающих на территории Партизанского городского округа к объектам социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящимся на железнодорожном вокзале станции Партизанск Дальневосточной Дирекции пассажирских обустройств ОАО "РЖД", расположенном по адресу: г. Партизанск, ул. Вокзальная, 1, путем оборудования пандусами лестничных пролетов при входе в здание вокзала, местами для инвалидных колясок, оборудования пандусом выхода на пассажирскую платформу вокзала, оборудования общественного туалета специальной кабиной размером 225 х 155 см, а также пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов- колясочников в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, суд взыскал с ОАО "Российские железные дороги" в доход Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги" Чевелевой А.Ю., прокурора Ровенко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, проживающих на территории Партизанского городского округа к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, а именно железнодорожным вокзалом станции Партизанск Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств ОАО "РЖД, расположенным по адресу: г. Партизанск, ул. Вокзальная, 1, возложении обязанности на ОАО "Российские железные дороги" обеспечить в соответствии с нормами действующего законодательства беспрепятственный доступ инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, проживающих и пребывающих на территории Партизанского городского округа к объектам социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящимся на железнодорожном вокзале станции Партизанск Дальневосточной Дирекции пассажирских обустройств ОАО "РЖД", расположенном по адресу: г. Партизанск, ул. Вокзальная, 1 путем оборудования пандусами лестничных пролетов при входе в здание вокзала, местами для инвалидных колясок, оборудования пандусом выхода на пассажирскую платформу вокзала, оборудования общественного туалета специальной кабиной размером 225 х 155 см, а также пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Просил установить ответчику срок для создания необходимых для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) условий беспрепятственного пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ОАО "РЖД" государственную пошлину в доход государства.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения СП 2.5.1198-03, в том числе вход в здание вокзала оборудован лестницей с двумя пролетами по 6-7 ступеней каждый) и не оборудован пандусами, выход на платформу пассажиров также не оборудован пандусом (высота подъема около 50 см), в здании вокзала места для инвалидных колясок в зале ожидания отсутствуют, в отдельно стоящем здании общественного туалета специальной кабины размером 225 х 155 см не имеется, отсутствуют в нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации на вокзале пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
В судебном заседании старший помощник Приморского транспортного прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором ссылался на то, что действующее законодательство не допускают возможности обращения в суд с требованиями об оспаривании бездействия юридического лица. Также указывал на составление акта лицом, не являющимся специалистом по санитарно-гигиеническому и эпидемиологическому профилю и отсутствие в акте подписей лиц, в присутствие которых проведена проверка. Ссылался также на то, что СП 2.5.1198-03 введены в действие с 03.06.2013 г., при этом в документе не имеется ссылки на распространение требований документа на ранее возведенные объекты.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилось ОАО "Российские железные дороги", представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Российские железные дороги" Чевелева А.Ю. поддерживает доводы апелляционной жалоба, прокурор Ровенко В.В. считает решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Согласно части 5 вышеназванной статьи Закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Часть 6 данной статьи предусматривает обязанность предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения, обеспечивать оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
В силу пунктов 3.1.17 и 3.1.18 СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
В судебном заседании установлено, что вход в здание вокзала станции г. Партизанск, собственником которого является ОАО "Российские железные дороги", оснащен лишь лестницей с двумя пролетами по 6-7 ступеней каждый, пандусами вход в здание и выход на платформу для пассажиров не оборудованы, в зале ожидания здания вокзала отсутствуют места для инвалидных колясок, в здании общественного туалета не имеется специальной кабины размером 225 x 155 см., также отсутствуют пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в том числе актом от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 5-8), техническими паспортами (л.д. 21-57).
Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт несоблюдения ответчиком требований нормативно-правовых актов, предусматривающих обязанность предприятий, осуществляющих транспортное обслуживание населения, обеспечивать оборудование специальными приспособлениями вокзалов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Российские железные дороги" о том, что суд необоснованно применил СП 2.5.1198-03 вследствие отсутствия механизма их реализации к уже построенным стационарным объектам, несостоятельны, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена обязанность создания предприятиями условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры вне зависимости от времени их постройки.
Довод жалобы ответчика о том, что прокурор, проведя проверку, фактически подменил органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах железнодорожного транспорта, также является несостоятельным, поскольку проверка была проведена прокурором в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт проверки не был подписан представителем ОАО "РЖД" и специалистами, участвовавшими в прокурорской проверке, не является основанием для отмены решения суда, поскольку зафиксированные данным документом обстоятельства, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.
Доказательств отсутствия технической возможности переоборудования здания вокзала в целях создания условий, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться железнодорожным транспортом, и доказательств принятия ответчиком мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, как того требует часть 5 статьи 15 вышеназванного Закона, в судебное заседание не представлено.
Судебная коллегия также учитывает, что в обоснование доводов апелляционной жалобы каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.