Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей: Бичуковой И.Б., Наконечной Е.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пожарского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Лучегорского городского поселения к администрации Лучегорского городского поселения, закрытому акционерному обществу "Жилищно-коммунальное управление" о возложении обязанности по выполнению работ
по апелляционному представлению прокурора
на решение Пожарского районного суда Приморского края от 23 октября 2013 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав мнение прокурора Ессина А.М., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пожарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, в обоснование требований указав, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о теплоснабжении установлено, что участки тепловых сетей от ТК-1 до ТК-4, от ТК -24 до ТК-18А, расположенные на территории Лучегорского городского поселения, нуждаются в проведении капительного ремонта (замене).
Участок теплосети от ТК-1 до ТК-4 (диаметр трубопровода 426 мм) расположен под землей в 1 микрорайоне пгт. Лучегорск, общей протяженностью 247 п.м в 2 линии (прямой и обратный трубопроводы). Указанные сети эксплуатируются без замены длительный период, местный коррозийный износ составляет 85%. В связи с проникновением грунтовых вод в лотки, в которых размещены трубопроводы, на сетях отмечается дополнительное коррозийное влияние из-за повышенной температуры.
Участок тепловых сетей от ТК-24 до ТК-18А проходит от дома N 15 1 микрорайона вдоль дома N 16 2 микрорайона в сторону домов N 9, N 8 2 микрорайона пгт. Лучегорск, имеет протяженность 784 п.м в две линии. В среднем износ данного участка теплосети составляет до 80 %.
Через названные участки сетей обеспечиваются теплоснабжением жилые дома, образовательные учреждения и административные здания.
18 октября 2011 года между администрацией Лучегорского городского поселения и ЗАО "ЖКУ" заключен договор безвозмездного пользования, который предусматривает обязанность ЗАО "ЖКУ" ежегодно осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в объемах, включенных в производственную программу. При этом, в производственную программу ремонтных работ ЗАО "ЖКУ" на 2013 год вышеуказанные участки сетей не включены.
В местном бюджете денежные средства на ремонт указанных сетей не предусмотрены.
Поскольку собственником имущества является администрация Лучегорского городского поселения, прокурор, ссылаясь на положения ст. 210 ГК РФ, просил возложить на ответчика обязанность произвести работы по замене (капитальному ремонту) участков сетей теплоснабжения от ТК-1 до ТК-4, от ТК-24 до ТК-18А, расположенных на территории пгт Лучегорск в срок до 1 октября 2014 года.
Определением суда от 4 октября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено закрытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное управление".
В судебном заседании прокурор уточнил требования. Поскольку капитальный ремонт участка теплосетей от ТК-25 до ТК-26 завершен, просил обязать ответчиков произвести работы по замене (капитальному ремонту) участков теплосетей от ТК-1 до ТК-4, от ТК-24 до ТК -25, от ТК-26 до ТК-18А, расположенных на территории пгт. Лучегорск Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района в срок до 1 октября 2014 года по основаниям, изложенным в иске. С учетом уточнений на требованиях настаивал.
Представитель администрации Лучегорского ГП в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком является ЗАО "ЖКУ". Полагал, что не представлено доказательств необходимости проведения капитального ремонта сетей. Также указал, что по результатам проведенных в сентябре 2013 года гидравлических испытаний порывы сетей теплоснабжения отсутствуют, соответственно нет необходимости в проведении капитального ремонта, права и интересы жителей Лучегорского городского поселения не нарушены.
Представитель ЗАО "ЖКУ" иск также не признал, полагая, что дефекты тепловых сетей отсутствуют.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился прокурор, в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации Лучегорского городского поселения, ЗАО "ЖКУ" не явились, о дате и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В представленных в судебную коллегию возражениях ЗАО "ЖКУ" относительно апелляционного представления, ответчик полагал решение законным и обоснованным, доводы представления - несостоятельными.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
К полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного закона).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривалось, что участки тепловых сетей от ТК-1 до ТК-4, от ТК-24 до ТК-25, от ТК-26 до ТК-18А, расположенных на территории пгт. Лучегорск Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района находятся в муниципальной собственности. Данное обстоятельство подтверждается содержанием договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 18 октября 2011 года N 256 с приложениями (л.д. 6-24), согласно которому администрация Лучегорского городского поселения (Собственник) передает ЗАО "ЖКУ" (Предприятие) муниципальное имущество коммунального назначения в безвозмездное пользование, в том числе и сети теплоснабжения (Приложение N 1).
В пп. 3 п. 2.1.2 договора предусмотрена обязанность Предприятия по содержанию полученного в безвозмездное пользование имущества в исправном состоянии, надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, выделению на это необходимых финансовых средств и осуществлению своими силами и за свой счет текущего и капитального ремонтов; ежегодному осуществлению капитального и текущего ремонтов имущества в объемах, включенных в производственную программу Предприятия и включенных в установленный тариф на оказываемые услуги теплоснабжения.
Как установлено судом, годовыми программами ремонтных работ ТС ЗАО "ЖКУ" на 2013, 2014 годы ремонтные работы указанных участков тепловых сетей не предусмотрены.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что истцом не доказана необходимость проведения капитального ремонта спорных участков тепловых сетей.
Вместе с тем данный вывод суда не основан на материалах дела. Так, согласно справочной информации главного инженера ЗАО "ЖКУ" (л.д. 30-32) износ участков тепловых сетей от ТК-1 до ТК-4 - 85%, от ТК25 до ТК-24 - 70 %, согласно служебной записке от 2 сентября 2013 года (л.д. 33) наиболее изношенным и подвергшимся коррозийному износу указан участок тепловой сети от ТК-24 до ТК-18А.
Из актов освидетельствования скрытых работ от 4 октября 2013 года (л.д. 147-148) следует, что произведены работы по капитальному ремонту участка тепловых сетей от ТК-25 до ТК-26.
Таким образом, материалами дела подтверждается неисполнение администрацией Лучегорского городского поселения обязанностей собственника по надлежащему содержанию муниципального имущества и организации теплоснабжения в муниципальном образовании.
Ссылка ответчиков на акты гидравлического испытания трубопроводов тепловой сети после окончания отопительного сезона 2012-2013 годов и перед отопительным сезоном 2013-2014 годов, принятая во внимание судом первой инстанции, судебной коллегией признается несостоятельной.
Так, согласно абзацу второму п. 2.6 Инструкции по капитальному ремонту тепловых сетей, утв. Приказом Минжилкомхоза от 22 апреля 1985 года N 220, выявление дефектов трубопроводов тепловых сетей для определения объема ремонтных работ должно производиться гидравлическими испытаниями на плотность и прочность в соответствии с "Временной инструкцией по испытанию тепловых сетей на прочность и плотность", М., 1979 г., и "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей", М., Энергия, 1977 г.
При этом, гидравлические испытания для определения состояния тепловой сети должны проводиться в два этапа. На первом этапе производится испытание на плотность давлением 1,25 рабочего давления, но не менее 1,6 МПа. Для проверки плотности и прочности необходимо отключить все системы теплопотребления во избежание искажения сведений об утечке воды из сети и тщательно удалить воздух (абзац четвертый п. 2.6 Инструкции).
На втором этапе испытаниям на прочность подвергаются отдельные участки или группы участков трубопроводов, эксплуатируемые в течение пяти лет и более для канальных и трех лет и более для бесканальных прокладок. В целях ускорения и тщательного проведения поиска мест утечек общая длина одновременно испытываемых участков не должна превышать 3 км. На втором этапе при испытании повышенным давлением воды выявляются места, ослабленные коррозией (абзац пятый п. 2.6 Инструкции).
Представленными актами на гидравлическое испытание трубопроводов от 14 мая 2013 года и от 25 сентября 2009 года (л.д. 29, 150) подтверждается проведение первого этапа гидравлических испытаний на плотность давлением 1,25 рабочего давления, но не менее 1,6 МПа.
Относимых и допустимых доказательств проведения второго этапа испытаний, направленных на выявление мест трубопроводов, ослабленных коррозией, повышенным давлением воды, ответчиками в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, из объяснений заместителя главного инженера ЗАО "ЖКУ" (л.д. 34-35) следует, что при осмотре теплострасс был выявлен повышенный коррозийный износ участков тепловых сетей, в отношении которых заявлены требования о проведении капитального ремонта.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
С учетом изложенного, поскольку обязанность за надлежащее обеспечение теплоснабжения возложена федеральным законом на органы местного самоуправления, передача по договору безвозмездного пользования сетей на обслуживание организации не освобождает администрацию Лучегорского городского поселения от решения вопросов, входящих в ее компетенцию, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований прокурора к администрации Лучегорского городского поселения.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 23 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Требования прокурора Пожарского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Лучегорского городского поселения к администрации Лучегорского городского поселения о возложении обязанности по выполнению работ - удовлетворить.
Возложить на администрацию Лучегорского городского поселения обязанность по проведению работ по замене (капитальному ремонту) участков теплосетей от ТК-1 до ТК-4, от ТК-24 до ТК -25, от ТК-26 до ТК-18А, расположенных на территории пгт. Лучегорск Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района в срок до 1 октября 2014 года
В удовлетворении требований прокурора Пожарского района к закрытому акционерному обществу "Жилищно-коммунальное управление" о возложении обязанности по выполнению работ - отказать.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.