Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Соловьевой О.В., Старовойт Р.К.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Большой Камень в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" о понуждении к совершению определённых действий по апелляционной жалобе ответчика на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор гарнизона Большой Камень в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" о понуждении к совершению определённых действий, указав, что жилищно - казарменный фонд военного городка N N ( "адрес" Приморского края в/ч N ) передан в эксплуатацию филиалу "Владивостокский" ОАО "Славянка". В ходе проведённой проверки установлено неисполнение ОАО "Славянка" условий государственного контракта N 197/ЗК/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года о проведении текущего ремонта жилищно-казарменного фонда военного городка N N , а также ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, что влечёт нарушение социальных прав неопределённого круга лиц, размещённых на территории военного городка. Военный прокурор просил обязать Министерство обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" в лице её филиала "Владивостокский" произвести ремонтные работы в зданиях и помещениях в/ч N военного городка N N , расположенного в "адрес" Приморского края, а именно: ремонт освещения на продовольственном складе; оборудование туалета казармы вытяжной вентиляцией; проведение ремонта мягкой кровли в столовой, проведение текущего ремонта помещений столовой; оборудование площадки для сбора твёрдых бытовых отходов, установку крышек на контейнерах для сбора мусора; эстетическое оформление помещения столовой и принятие мер по обеспечению соответствия установленным требованиям температурного режима в обеденном зале столовой; проведение капитального ремонта электроустановок (аппараты защиты, распределительные устройства и др.) находящихся во всех зданиях военного городка; устранение протечек кровли здания штаба, устранение неисправности кровельного покрытия в местах примыкания к конструктивным элементам, проверку герметичности стыков кровли и устранение их протечек, устранение незначительных трещин фасада и швов; проведение работ на складе ГСМ: ремонт ограждения; проверку заземления и сопротивления молниезащиты; техническое обслуживание отдельно стоящих молниеотводов; устранение незначительных протечек кровли здания склада ГСМ; устранение неисправности кровельного покрытия в местах примыкания к конструктивным элементам; проверку герметичности стыков кровли и устранение их протечек; заделку незначительных трещин фасада и швов здания с восстановлением кладки; проверку заземления и сопротивления молниезащиты на технической позиции; установку душевых кабин в количестве 9 штук и ремонт 3 кабин, имеющихся в наличии.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ОАО "Славянка" в судебном заседании с иском не согласился, ссылаясь на то, что перечень объектов, подлежащих текущему ремонту, и объём работ устанавливается Министерством обороны Российской Федерации, а не обществом. Заявленные к ремонту объекты частично включены в план текущего ремонта на 2014 год. Считает требование об установке душевых кабин в количестве 9 штук необоснованным, а ремонт 3 имеющихся в наличии кабин в настоящее время произведён, что подтверждается актом приёма работ. Просил в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Министерства обороны Российской Федерации.
Судом постановлено решение, которым на Министерство обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Владивостокский" возложена обязанность произвести ремонтные работы в зданиях и помещениях в/ч N военного городка N N , расположенного в "адрес" Приморского края, а именно: ремонт освещения на продовольственном складе; оборудование туалета казармы вытяжной вентиляцией; проведение ремонта мягкой кровли в столовой, проведение текущего ремонта помещений столовой; оборудование площадки для сбора твёрдых бытовых отходов, установку крышек на контейнерах для сбора мусора; эстетическое оформление помещения столовой и принятие мер по обеспечению соответствия установленным требованиям температурного режима в обеденном зале столовой; проведение капитального ремонта электроустановок (аппараты защиты, распределительные устройства и др.) находящихся во всех зданиях военного городка; устранение протечек кровли здания штаба, устранение неисправности кровельного покрытия в местах примыкания к конструктивным элементам, проверка герметичности стыков кровли и устранение их протечек, устранение незначительных трещин фасада и швов; проведение работ на складе ГСМ: ремонт ограждения; проверка заземления и сопротивления молниезащиты; техническое обслуживание отдельно стоящих молниеотводов; устранение незначительных протечек кровли здания склада ГСМ; устранение неисправности кровельного покрытия в местах примыкания к конструктивным элементам; проверка герметичности стыков кровли и устранения их протечек; заделка незначительных трещин фасада и швов здания с восстановлением кладки; проверка заземления и сопротивления молниезащиты на технической позиции. В остальной части исковых требований отказано.
С указанным решением не согласился ответчик ОАО "Славянка", его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда. Указывает на то, что перечень объектов, подлежащих текущему ремонту и объём работ, необходимых для выполнения устанавливается государственным заказчиком Министерством обороны Российской Федерации. Заявленные объекты частично включены в план текущего ремонта на 2014 год. После осуществления процедуры утверждения плана текущего ремонта на 2014 год заказчиком из плана текущего ремонта были исключены все объекты военного городка N
N за исключением одного объекта здания столовой.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требование закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обращаясь в суд с названным иском, прокурор гарнизона Большой Камень как на основание своих требований ссылался на то, что ответчиками не исполняются принятые на себя обязательства в части выполнения работ по текущему ремонту объектов имущественного комплекса Министерства обороны Российской Федерации - военного городка N N , предусмотренные государственным контрактом N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года.
Удовлетворяя заявленные военным прокурором гарнизона Большой Камень требования, суд исходил из того, что ответчиком Министерством обороны Российской Федерации ненадлежащим образом исполняются обязанности собственника по содержанию принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, а ответчиком ОАО "Славянка" филиал "Владивостокский" - возложенные государственным контрактом N 197/3К/2013/ДРГЭ от 28 февраля 2013 года обязанности по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию, выполнению функционально и технологически связанных действий по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования военного городка N N .
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, так как они сделаны судом без учёта обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора по существу, при неправильном применении норм материального права, и не подтверждаются материалами дела, что в силу положений статьи 330 ГПК Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2013 года между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) был заключён государственный контракт N 197/3К/2013/ДРГЗ на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 64-87).
Предметом контракта в соответствии с его разделом 2 является оказание исполнителем услуг в объёме, соответствующих качеству и иным требованиям, установленным контрактом, в том числе в сроки с момента заключения контракта до 30 июня 2015 года; в месте оказания услуг, выполнения работ и в объёме в соответствии с перечнем объектов имущественного комплекса (Приложение N 1 к Контракту); с характеристиками передаваемых исполнителю объектов имущественного комплекса, указанных в Приложении N 1 к Контракту; с качественными и количественными характеристиками оказания услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, и выполнения работ по текущему ремонту объектов имущественного комплекса - в соответствии с условиями контракта (пункты 2.1 - 2.1.4 Контракта).
Пунктом 3.2.14 предусмотрена обязанность ОАО "Славянка" по выполнению работы по текущему ремонту в соответствии с планами текущего ремонта, утверждёнными представителями государственного заказчика, дефектными актами, утверждёнными районными представителями государственного заказчика, и локальными сметами, утверждёнными исполнителем и проверенными техническим заказчиком.
В пункте 8.1 названного Контракта также предусмотрено, что региональные представители исполнителя выполняют работы по текущему ремонту на основании плана текущего ремонта, утверждённого представителем государственного заказчика.
Дефектные акты в составе комиссии по форме, установленной Приложением N 2 к Контракту, подписываются уполномоченным представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации районным представителем государственного заказчика (командирами воинских частей и начальниками Вооруженных Сил Российской Федерации, старшими военных городков, военными комиссарами) (пункт 1.1.10 государственного контракта).
Филиалу "Владивостокский" ОАО "Славянка" переданы перечисленные в иске объекты имущественного комплекса военного городска N N , что подтверждается актами от 22 ноября 2010 года (л.д. 14-61).
Возлагая на ОАО "Славянка" обязанность по проведению текущего ремонта переданных на обслуживание объектов имущественного комплекса Министерства обороны Российской Федерации, судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что обязанность проведения ремонта, на основании государственного контракта N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года, возникает у исполнителя в объёме и на основании утверждённого государственным заказчиком плана текущего ремонта.
Планом текущего ремонта на 2014 год объектов Министерства обороны Российской Федерации, переданных в эксплуатацию специализированной организации ОАО "Славянка" в соответствии с государственным контрактом N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года, утверждённого заместителем Министра обороны Российской Федерации 2 декабря 2013 года, в 2014 году предусмотрено проведение ремонта только здания столовой военного городка N N (инв. N 8) (л.д. 118-130).
При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении ОАО "Славянка" условий государственного контракта N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года является неправильным и противоречащим нормам статьи 309 ГК Российской Федерации, а возложение на общество обязанности по проведению текущего ремонта названных в иске объектов неправомерным.
Удовлетворяя требования военного прокурора гарнизона Большой Камень к Министерству обороны Российской Федерации, суд первой инстанции в этой части постановленное по делу решение не мотивировал, не указав основания, по которым требования истца в этой части признаны обоснованными, не указал закон, которым он руководствовался.
Данные обстоятельства не соответствуют правилам части 4 статьи 198 ГПК Российской Федерации, согласно которой в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Между тем оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению текущего ремонта казарменно-жилищного фонда военного городка N N в указанном прокурором объёме не имелось по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16 августа 2004 года утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в котором закреплены его полномочия.
В соответствии с пунктом 71 раздела II названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно пункту 5.8 государственного контракта N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года принятие государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями контракта и обеспечение их оплаты за счёт средств федерального бюджета осуществляется в пределах, утверждённых Министерству обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Эти положения государственного контракта основаны на бюджетном законодательстве Российской Федерации.
Таким образом, компетенция Министерства обороны Российской Федерации по содержанию имущества, закреплённого за Вооруженными Силами Российской Федерации может быть реализована в пределах финансирования предоставленного в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство обороны Российской Федерации, заключив государственный контракт N 197/3К/2013/ДРГЗ от 28 февраля 2013 года на стороне государственного заказчика и утвердив план текущего ремонта на 2014 год объектов Минобороны Российской Федерации, переданных в эксплуатацию специализированной организации ОАО "Славянка" в соответствии с названным контрактом, реализовало полномочия собственника имущества, закреплённого за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств тому, что Министерство обороны Российской Федерации ненадлежащим образом осуществляет эти полномочия, с нарушением действующего законодательства, военным прокурором не представлено. На такие нарушения не указано и в решении суда.
Сам по себе факт того, что объекты имущественного комплекса военного городка N N в "адрес" Приморского края нуждаются в проведении ремонта, не свидетельствуют о том, что Министерство обороны Российской Федерации ненадлежащим образом выполняет возложенные на него полномочия.
Поскольку настоящий иск предъявлен военным прокурором в защиту неопределённого круга лиц, на него возлагается обязанность доказать факт нарушения либо наличие угрозы нарушения прав неопределённого круга лиц.
Объекты имущественного комплекса в/ч N (военный городок N N в "адрес" Приморского края) являются военным имуществом, которое в силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" ограничено в гражданском обороте, имеет специальное назначение, его использование является ограниченным по кругу лиц.
В то же время доказательств наличия угрозы нарушения прав и законных интересов граждан при использовании Министерством обороны Российской Федерации указанного прокурором военного имущества не представлено.
Изучение материалов дела, доводов апелляционной жалобы ответчика ОАО "Славянка" даёт судебной коллегии основания считать, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных военным прокурором гарнизона Большой Камень исковых требований. В связи с чем оспариваемое решение суда подлежит отмене в соответствии с положениями части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации.
Учитывая, что все необходимые для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе военному прокурору гарнизона Большой Камень в интересах неопределённого круга лиц в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" о понуждении к совершению определённых действий.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора гарнизона Большой Камень в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка" о понуждении к совершению определённых действий - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.