Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Шароглазовой О.Н., Павлуцкой С.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Леонова А.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу и ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им Н.И. Сазыкина" о назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу
на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 19 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены. На ОАО ААК "Прогресс" возложена обязанность направить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу сведения в отношении Леонова А.В. о периоде работы с 01.02.1999 по 24.10.2013 в должности авиатехника по планеру и двигателю - специальным стажем, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Леонова А.В. период работы в должности авиатехника по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России (цех 45 ОАО ААК "Прогресс") с 01.02.1999 по 24.10.2013 по фактически отработанному времени в количестве 14 лет 08 месяцев 24 дня. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу возложена обязанность назначить Леонову А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 08.11.2013.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., объяснения представителей ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Гайнановой А.Н., Мальковой А.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 24.10.2013 он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу N 990 от 29.10.2013 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на дату обращения у него отсутствуют требуемые специальный стаж работы и страховой стаж в гражданской авиации. Из специального стажа работы в гражданской авиации был исключён период работы авиатехником по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России (цех 45 ОАО ААК "Прогресс") с 01.02.1999 по 24.10.2013 (14 лет 08 месяцев 24 дня). Не согласившись с принятым решением, просил решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу N 990 от 29.10.2013 об отказе в назначении ему пенсии признать незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу включить в его специальный стаж период работы в должности авиатехника по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России (цех 45 ОАО ААК "Прогресс") с 01.02.1999 по 24.10.2013 и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 08 ноября 2013 года.
Впоследствии Леонов А.В. уточнил исковые требования и просил обязать ОАО ААК "Прогресс" направить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу сведения в отношении него о периоде работы с 01.02.1999 по 24.10.2013 в должности авиатехника по планеру и двигателю - специальным стажем, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края включить в его специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности авиатехника по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России (цех 45 ОАО ААК "Прогресс") с 01.02.1999 по 24.10.2013 по фактически отработанному времени в количестве 14 лет 08 месяцев 24 дня; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 08.11.2013.
Леонов А.В. и его представитель Колемаскина Т.С. в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснили, что в спорный период истец работал в должности авиатехника и был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному обслуживанию воздушных судов авиационно-спортивной организации.
Представитель ответчика - ГУ УПФ России по Арсеньевскому городскому округу - Мирошниченко С.А. иск не признал, ссылаясь на необоснованность заявленных требований, указал, что истцом в спорный период обслуживались суда, не относящиеся к гражданской авиации, в то время как в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что воздушные суда должны относиться к гражданской авиации.
Представитель ОАО ААК "Прогресс" Положенцева Э.И. в части требования к ОАО ААК "Прогресс" иск признала и подтвердила, что истец в спорный период работал в должности авиатехника и был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному обслуживанию воздушных судов авиационно-спортивной организации.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ГУ УПФ России по Арсеньевскому городскому округу, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Леонов А.В. на заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей ГУ УПФ России по Арсеньевскому городскому округу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Леонова А.В., суд пришел к правомерному выводу об их обоснованности. Такое суждение суда по делу является правильным, поскольку оно соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Согласно п. 1 Списка N 459 включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
11 декабря 1987 года Постановлением Совета Министров СССР N 1412 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.
В соответствии с п. 1 названного Положения пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
В связи с поступающими запросами по применению Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412, Министерством социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 31.01.1989 N 1-18-И даны разъяснения о том, что при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской СССР и Министерством авиационной промышленности СССР (Приложения N 1, N 2, N 3).
Приложением N 3 к вышеназванному инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 является Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, поскольку в Список от 04.09.1991 N 459 профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии также применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов.
Списком N 459 от 04.09.1991 и Перечнем N 1-18-И фактически признается тождественность характера работ по техническому обслуживанию воздушных судов в гражданской, экспериментальной и государственной авиации, при этом Списком N 459 виды авиации не уточняются.
В соответствии с п. 9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что с 01.02.1999 по 24.10.2013 Леонов А.В. работал авиатехником по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России (цех 45 ОАО ААК "Прогресс" и обслуживал воздушные суда, не относящиеся к гражданской авиации.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу N 990 от 29.10.2013 истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказано ввиду отсутствия требуемых специального стажа работы и страхового стажа в гражданской авиации, поскольку период работы с 01.02.1999 по 24.10.2013 в должности авиационного техника по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России в страховой стаж не засчитан в связи с вступлением в силу с 01.04.1997 Воздушного кодекса РФ, которым авиация ДОСААФ (РОСТО) отнесена к государственной авиации.
Кроме того, индивидуальными сведениями персонифицированного учета не подтверждена работа истца в спорный период в гражданской авиации.
Как следует из трудовой книжки, с 01.02.1999 по настоящее время Леонов А.В. работает авиатехником по планеру и двигателю в Арсеньевском авиационно-техническом спортивном клубе ДОСААФ России (цех 45 ОАО ААК "Прогресс").
Из справки N 41 от 11.11.2013 Арсеньевского авиационно-технического спортивного клуба ДОСААФ России (АТСК ДОСААФ России) следует, что с февраля 1999 года и по настоящее время Леонов А.В. работает в Арсеньевском АТСК ДОСААФ России по эксплуатации и ремонту авиационной техники в должности авиатехника по планеру и двигателям в режиме полной рабочей недели и непосредственно был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях на указанных работах занят не был.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств и приведенных норм права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец в спорный период работал в качестве авиатехника в течение полного рабочего дня и в обязанности истца входило оперативное и периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов, в связи с чем он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Довод жалобы о том, что суд при принятии решения по делу, учел разъяснения, данные в письме Минздравразвития РФ, в котором указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы работников инженерно-технического состава, непосредственно занятых на обслуживании воздушных судов только гражданской авиации, признается судебной коллегией необоснованным, поскольку вышеназванными нормами права виды авиации не уточняются.
Указание в жалобе на то, что, начиная с 01.04.1997, то есть с даты вступления в силу Воздушного кодекса РФ, право на пенсию за выслугу лет имеют работники инженерно-технического состава только гражданской авиации, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку законодатель связывает реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение с условиями и характером выполняемых работником работ, а не с видом авиации. Нормы действующего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, регулирующего порядок назначения и выплаты трудовых пенсий, не имеют отсылки при определении права на досрочную пенсию в зависимости от вида авиации к положениям Воздушного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют основания решения ответчика об отказе в назначении трудовой пенсии, сводятся к позиции, занятой представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, указаны в возражениях на иск, являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 19 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.