Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.,
судей Виноградовой О.Н., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре Федюченко Н.П.,
с участием прокурора Прищепюк Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ОАО "Международный аэропорт Владивосток" на решение Артемовского городского суда Приморского края от 2 апреля 2014 года, которым исковые требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток" о возложении обязанности удовлетворены.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность осуществлять выдачу постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность согласовывать образцы пропусков всех видов с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении на границах зоны всех 4 (четырех) критических элементов международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2") в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время на 4 (четырех) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2") в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности международный аэропорт (Кневичи) г. Владивосток (авиатехническая база ОАО "Владивосток Авиа") в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ 4 (четырех) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2") в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими электронное документирование перемещения персонала и посетителей на 4 (четыре) критических элемента международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2") и из них в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны 4 (четырех) критических элементов международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ- 2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП- 2") в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных на 4 (четыре) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2") в реальном времени в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" возложена обязанность оснастить пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, расположенные в зале официальных лиц и делегаций и "VIР"-зале Аэропорта, детекторами следов взрывчатых веществ на документах (МО-2Д), автоматическими системами обнаружения взрывчатых веществ (MVT-HR), детекторами опасных жидкостей (LQ-test), а также системами рентгеновского контроля (СРК) в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., заключение прокурора Прищепюк Е.А., полагавшего решение суда законным, объяснения представителя ОАО "МАВ" - Кириллова К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки установлено нарушение ОАО "Международный аэропорт Владивосток" требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в международном аэропорту г. Владивосток (Кневичи), расположенном по адресу: "адрес"
Приморский транспортный прокурор просил суд обязать ОАО "Международный аэропорт Владивосток": 1. Осуществлять выдачу постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; 2. Согласовывать образцы пропусков всех видов с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; 3. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении на границах зоны всех 4 (четырех) критических элементов международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2"); 4. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время на 4 (четырех) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2"); 5. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности международный аэропорт (Кневичи) г. Владивосток (авиатехническая база ОАО "Владивосток Авиа"); 6. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ 4 (четырех) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2"); 7. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими электронное документирование перемещения персонала и посетителей на 4 (четыре) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2") и из них; 8. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны 4 (четырех) критических элементов международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП-ОВИ-1" и "ТП-2"); 9. Оснастить международный аэропорт г. Владивосток (Кневичи) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных на 4 (четыре) критических элементах международного аэропорта (Кневичи) г. Владивосток (Трансформаторные подстанции "ТП Центральная", "ТП-ОВИ-2", "ТП- ОВИ-1" и "ТП-2") в реальном времени; 10. оснастить пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, расположенные в зале официальных лиц и делегаций и "VIР"-зале Аэропорта, детекторами следов взрывчатых веществ на документах (МО-2Д), автоматическими системами обнаружения взрывчатых вещества (MVT-HR), детекторами опасных жидкостей (LQ-test), а также системами рентгеновского контроля (СРК). Установить срок для исполнения судебного решения по пунктам 1 и 2 исковых требований - незамедлительно, по пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 - три календарных месяца.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал.
Представители ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в судебном заседании исковые требования не признали.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 2 апреля 2014 года исковые требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток" о возложении обязанности удовлетворены.
С решением не согласно ОАО "Международный аэропорт Владивосток", представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного решения.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, считает решение суда законным и обоснованным.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта
Требования изданы Минтрансом России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", предусматривающей, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Минтрансом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
В статье 1 ФЗ "О транспортной безопасности" дано определение понятия "транспортная безопасность" как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 4 обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства названный Федеральный закон возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры, каковыми выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Требования предусматривают меры, направленные на предупреждение, выявление, недопущение подготовки и пресечение попыток совершения актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечивают транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
На основании статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности", под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пунктом 5.31.15 Требований предусмотрено, что постоянные пропуска в зону транспортной безопасности выдаются по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Образцы пропусков всех видов требуется согласовывать с ФСБ России, МВД России и Росавиацией (пункт 5.31.23 Требований).
Подпунктом 6.3. пункта 6 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ первой категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (6.3.1); обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (6.3.2); обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время в технологическом секторе зоны транспортной безопасности ОТИ (6.3.3); выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (6.3.7); электронное документирование перемещения персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или из них (6.3.9); принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (6.3.10); передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зоны транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, в реальном времени (6.3.11).
В силу статьи 36 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2011 года N 142, в аэропорту предусматриваются помещения (пункты досмотра), которые оборудуются стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом, стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями, средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.
Пунктом 5.32 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить ОТИ и/или ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Согласно Плану обеспечения транспортной безопасности, утвержденному заключением Росавиации от 17 июля 2013 года N 222, все пункты досмотра пассажиров, багажа, ручной клади должны быть оснащены детекторами следов взрывчатых веществ на документах (МО-2Д), автоматическими системами обнаружения взрывчатых веществ (MVT-HR), детекторами опасных жидкостей (LQ-test), а также системами рентгеновского контроля (СРК).
Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения ОАО "Международный аэропорт Владивосток" названных требований законодательства РФ о транспортной безопасности, суд, руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Приморской транспортной прокуратуры, с установлением, в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срока их исполнения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
На момент принятия решения нарушения, выявленные прокуратурой, устранены не были.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 2 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.