Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.,
судей Власенко И.Г., Александровой М.В.,
при секретаре Барса О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО Большой Камень в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа ЗАТО Большой Камень о возложении обязанности увеличить расходные обязательства в бюджете на оплату труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей,
по апелляционному представлению прокурора ЗАТО г. Большой Камень на решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ , которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав прокурора Бобылеву О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Большой Камень обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа ЗАТО Большой Камень о возложении обязанности увеличить расходные обязательства в бюджете на оплату труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения Указов Президента РФ N 597 от 07.05.2012 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 761 от 01.06.2012 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017" в части доведения к ДД.ММ.ГГГГ средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе, а также поэтапного доведения, начиная с этого года, оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования, в том числе учреждений культуры, до средней заработной платы учителей в крае установлено, что денежных средств, предусмотренных в бюджете городского округа ЗАТО г. Большой Камень на ДД.ММ.ГГГГ на реализацию указанных Указов Президента РФ недостаточно, что указывает на бездействие администрации ГО ЗАТО Большой Камень, выразившееся в формировании бюджета ГО ЗАТО Большой Камень на ДД.ММ.ГГГГ на указанные цели не в полном объеме и без учета Указов Президента РФ. Просил возложить на администрацию ГО ЗАТО Большой Камень обязанность увеличить расходные обязательства в бюджете городского округа на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4637831
рублей на оплату труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ .
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указала, что прокурором избран неверный способ защиты права путем вмешательства судебных органов в деятельность органа местного самоуправления, что не допускается в силу принципа самостоятельности органа местного самоуправления.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласился прокурор ЗАТО г. Большой Камень, им подано апелляционное представление об отмене решения суда как незаконного.
В апелляционном представлении указано на неверный вывод суда о том, что решение вопросов, касающихся бюджета муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления и вмешательство в их деятельность недопустимо, наличие нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционного представления по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" предусмотрено, что оплата труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, должна быть доведена до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Согласно приложению N 4 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2018 N 2190-р (далее Программы), определена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы педагогических работников, повышение которой предусмотрено Указами Президента от 07.05.2012 N 597 и 01.06.2012 N 761, из них средняя заработная плата педагогических работников учреждений культуры должна составлять: в 2013 году - 53%, в 2014 году - 59 %, педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в 2013 году- 75%, в 2014 году- 80 % от заработной платы учителей в субъектах РФ.
Исходя из общих положений Программы (раздел 1), ее содержание, как и динамика примерных соотношений повышения заработной платы носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления, и подлежит реализации на местном уровне в порядке, установленном решением органов местного самоуправления
По материалам дела установлено, что прокуратурой ЗАТО г. Большой Камень проведена проверка, в ходе которой установлено, что в бюджете городского округа ЗАТО Большой Камень на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены средства на заработную плату педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, повышение которой предусмотрено Указом Президента от 01.06.2012 N 761 и Указом Президента от 07.05.2012 N 597 в недостаточном объеме.
Суд первой инстанции, с учетом п.4 ст. 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст. 53 Федерального Закона от 06.11.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал на принцип самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов формирования бюджета, и пришел к правильному выводу о том, что вмешательство в деятельность органов местного самоуправления по указанному вопросу законом не допускается.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования, в связи с чем требования прокурора об увеличении расходной части обязательств в бюджете города на ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют механизму формирования бюджета и условиям финансирования, которое предусмотрено законом для реализации вышеизложенной Программы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно принял во внимание, что условия реализации Программы предусматривают проведение организационно - штатных мероприятий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на их текущую деятельность, в т.ч. за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также общих объемов финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета в виде дополнительной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.
Доводы апелляционного представления сводятся к позиции, ранее изложенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.