судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалева С.А.
судей Марченко О.С., Ельницкой Н.Н.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахмениной Н.В. , Иваненко З.В. , Ватулич С.В. , Величко Т.Ф. к Федеральному Казенному Учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" (далее ФКУ "УФО МО РФ по ПК") о взыскании задолженности по оплате отпуска за 2013 год,
по апелляционной жалобе истцов Вахмениной Н.В., Иваненко З.В., Ватулич С.В., Величко Т.Ф.
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 30 сентября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вахменина Н.В., Иваненко З.В., Ватулич С.В., Величко Т.Ф. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что являются гражданским персоналом службы радиационной, химической и биологической защиты ТОФ, которая находится на финансовом обеспечении в ФКУ "УФО МО РФ по ПК". В службе радиационной, химической и биологической защиты ТОФ начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90. Кроме этого, согласно приказу МО РФ N 1010им по результатам работы выплачивалось в 2013 году дополнительное материальное стимулирование. При уходе в отпуска ФКУ "УФО МО РФ по ПК" при исчислении среднего дневного заработка не включило квартальные премии, предусмотренные приказом МО РФ N 1010. Просили суд обязать ФКУ "УФО МО РФ по ПК" включить в расчет среднего заработка дополнительные премии, выплаченные в соответствии с приказом МО РФ N 1010 и произвести доплату отпускных за 2013 год: Вахмениной П.В. - 25 805,52 руб., Иваненко З.В. - 27 869,40 руб., Ватулич С.В. - 26 889,28 руб., Величко Т.Ф. - 23 603,76 руб.
В судебном заседании истец Ватулич С.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, указав, что требования ими заявляются только с учетом приказа Министра обороны РФ N 1010.
Вахменина П.В, Иваненко З.В., Величко Т.Ф. в судебное заседание не явились.
Представитель "УФО МО РФ по ПК" в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которому премии, выплачиваемые на основании приказа Министра обороны РФ N 1010, действующей системой оплаты труда работников органов военного управления не предусмотрены, являются дополнительными и не носят обязательный характер. Суммы этих премий в расчеты фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов не включаются, доводятся указаниями вышестоящих центральных органов военного управления. Производство указанных выплат не определено трудовым договором работника. В своем разъяснении от 10.12.2010 г. N 22- 2-4618 Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России указал, что премии, не предусмотренные Положениями по оплате труда воинских частей (учреждений) включению в расчет среднего заработка не подлежат.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласились истцы, ими подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Стороны на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Вахменина Н.В. работает в должности инженера технического отделения, Иваненко З.В. работает в должности ведущего технического отделения, Ватулич С.В. работает инженером организационно-планового отделения, Величко Т.Ф. работает в должности главного инженера организационно-планового отделения Службы радиационной, химической и биологической защиты ТОФ, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ "УФО МО РФ по ПК".
Приказом командира войсковой части 62665 N от 24.04.2013 Ватулич С.В. с 27.05.2013 по 19.06.2013 был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 29.03.2012 по 28.03.2013 в количестве 23 календарных дней.
Названным приказом Величко Т.Ф. с 10.06.2013 по 16.07.2013 был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 01.08.2013 по 31.07.2013 в количестве 26 календарных дней.
Приказом командира войсковой части 62665 N от 08.07.2013 Вахмениной Н.В. с 15.07.2013 по 19.08.2013 был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 19.11.2012 по 20.11.2013 в количестве 36 календарных дней.
Приказом командира войсковой части 62665 N от 24.07.2013 Иваненко З.В. с 15.08.2013 по 19.09.2013 был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 05.05.2012 по 04.05.2013 в количестве 36 календарных дней.
Названным приказом Ватулич С.В. с 19.08.2013 по 31.08.2013 был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период работы с 29.03.2012 по 28.03.2013 в количестве 13 календарных дней.
Расчет среднедневного заработка для определения размера денежных средств, подлежащих выплате истцам за период отпуска, произведен работодателем без учета премий, полученных Вахмениной Н.В., Иваненко З.В., Ватулич С.В., Величко Т.Ф. в 2012 году в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
В соответствии со статьей 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, согласно которому системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 указанного Положения перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 в перечень выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях включаются: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (подпункт "д" пункта 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583).
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 в перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях включаются: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Пунктом 2 приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и пунктами 1-3 "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного этим приказом, предусмотрены дополнительные ежеквартальные выплаты (дополнительное материальное стимулирование) за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов.
С учетом указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии, выплачиваемой в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренного системой оплаты труда, поскольку осуществляется только за счет экономии бюджетных средств, в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерством обороны РФ.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда верным.
Ссылки в апелляционной жалобе на статью 139 ТК РФ о включении сумм премий в расчет среднего заработка судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с указанной нормой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Вместе с тем дополнительная премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 системой оплаты труда истцов не предусмотрена.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не допущено нарушений процессуального закона, оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Вахмениной Н.В., Иваненко З.В., Ватулич С.В., Величко Т.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.