Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Зиганшина И.К., Судницыной С.П.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Ольгинского городского поселения Приморского края об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности по апелляционной жалобе государственного инспектора Ольгинского муниципального района по пожарному надзору Тренихина Р.В. на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 5 мая 2014 года, которым заявленные требования удовлетворены частично, пункты 1, 2, 4 и 5 предписания от 10 апреля 2014 года N 50/1/24-1, выданного администрации Ольгинского городского поселения государственным инспектором Ольгинского района по пожарному надзору Тренихиным Р.В., признаны незаконными и отменены, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ольгинского городского поселения обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что государственным инспектором Ольгинского района по пожарному надзору в адрес администрации вынесено предписание N 50/1/24-1 от 10 апреля 2014 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым администрации предписано исполнить 5 пунктов в срок до 30 апреля 2013 года. Данное предписание является незаконным, поскольку согласно Правилам благоустройства территории Ольгинского городского поселения от 21 июня 2012 года N 17-МПА прилегающие территории с целью их санитарного содержания и благоустройства закреплены за частными домовладениями. В соответствии с пунктом 4.4 указанных Правил владельцы и пользователи индивидуальных жилых домов обязаны содержать прилегающую территорию в надлежащем состоянии. Также в предписании не указаны конкретные места размещения несанкционированных свалок мусора на территории поселения. Закрепление на имеющуюся в "адрес" пожарную мотопомпу моториста, прошедшего специальную подготовку, в соответствии с пунктом 69 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 отнесено к компетенции руководителя организации, в пользовании которой на праве собственности или ином законном основании находится данный объект. На территории "адрес" в качестве источников противопожарного водоснабжения используется естественный водоем - река Арзамазовка, искусственные водоемы для тушения пожаров на территории села не предусмотрены, что соответствует требованиям части 4 статьи 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". По направлению к водоемам на территории поселения в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 установлены указатели со светоотражающим покрытием, стойкие к воздействию атмосферных осадков, указывающие расстояние до водоисточников. Свод правил "СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" является нормативным документом добровольного применения. Кроме того, у отдела надзорной деятельности Ольгинского муниципального района не имелось законных оснований для проведения внеплановой проверки администрации с целью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
По изложенным основаниям заявитель просил признать незаконным предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора, вынесенное в отношении администрации Ольгинского городского поселения.
В судебном заседании представитель администрации Ольгинского городского поселения Жукова Т.П. заявленные требования поддержала.
Государственный инспектор Ольгинского района по пожарному надзору Тренихин Р.В. с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое предписание законным, поскольку оно направлено на обеспечение пожарной безопасности в границах поселения и тем самым предотвращает негативные последствия для населения при угрозе перехода лесных пожаров в населенные пункты.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе государственный инспектор Ольгинского муниципального района по пожарному надзору Тренихин Р.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2014 года отделом надзорной деятельности Ольгинского муниципального района на основании распоряжения главного государственного инспектора Ольгинского муниципального района по пожарному надзору от 31 марта 2014 года N 50 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией Ольгинского городского поселения обязательных требований пожарной безопасности.
Проверка проведена в связи с принятием главой Ольгинского муниципального района постановления от 25 февраля 2014 года N 98 "О введении на территории Ольгинского муниципального района особого противопожарного режима" и изданием главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору распоряжения от 25 марта 2014 года N 71 "Об обеспечении пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей, а также объектов и территорий, граничащих с лесными участками".
По результатам проведенной проверки администрации Ольгинского городского поселения выдано предписание N 50/1/24-1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно выданному предписанию администрации Ольгинского городского поселения предложено в срок до 30 апреля 2014 года устранить следующие нарушения:
1. в соответствии с пунктом 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, обеспечить очистку территории по "адрес" от сухой травы;
2. в соответствии с пунктом 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, убрать на территории "адрес" свалки горючих бытовых отходов;
3. в соответствии с пунктом 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, на имеющуюся в "адрес" пожарную мотопомпу закрепить моториста, прошедшего специальную подготовку;
4. в соответствии со статьей 68 ФЗ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктом 9.13 СП 8.13130.2009 установить приемные колодцы на пожарный резервуар, выполненный на территории "адрес" ;
5. в соответствии с пунктом 8.6 СП 8.13130.2009 указатели движения к естественным пожарным водоемам выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
Принимая решение о признании пунктов 1, 2, 4 и 5 предписания незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что государственным инспектором по пожарному надзору не представлено доказательств ненадлежащего исполнения администрацией Ольгинского городского поселения обязанностей по обеспечению на территории поселения первичных мер пожарной безопасности, поскольку невозможно установить, что территория, которая не очищена от сухой травы, и где устроены свалки горючих бытовых отходов, относится к Ольгинскому городскому поселению. Также суд признал неподтвержденными факт нахождения источника наружного противопожарного водоснабжения на расстоянии более 200 метров от крайних строений поселения и факт несоответствия указателей движения к естественным водоемам требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции неправильным.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесено, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан запрещается устраивать свалки горючих отходов (пункт 19);
руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике (пункт 69);
руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (пункт 77).
Из акта проверки органа местного самоуправления от 10 апреля 2014 года N 50 следует, что проверка соблюдения администрацией Ольгинского городского поселения обязательных требований пожарной безопасности проводилась на территории населенных пунктов "адрес" в присутствии представителя администрации Ольгинского городского поселения Ж.Т.П. Территория других населенных пунктов предметом проверки не являлась. Составленным актом зафиксированы факты несвоевременной очистки территории "адрес" от сухой травы и устройства свалок горючих бытовых отходов на территории "адрес" , которые представитель администрации при проведении проверки не оспаривал.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности принадлежности территории, которая не очищена от сухой травы, и где устроены свалки горючих бытовых отходов, к Ольгинскому городскому поселению не соответствует материалам дела.
Кроме того, нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что в соответствии с Правилами благоустройства территории Ольгинского городского поселения от 21 июня 2012 года N 17-МПА обязанность по очистке территории от сухой травы лежит на владельцах и пользователях индивидуальных жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения, связанные с благоустройством и надлежащим содержанием территории городского поселения, в том числе территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам, и не могут являться основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, к которым относится очистка территории поселения от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания пунктов 1 и 2 предписания незаконными.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании пункта 3 предписания, администрация Ольгинского городского поселения не представила доказательств выполнения органом местного самоуправления требований пункта 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390. Передача двух переносных пожарных мотопомп для предотвращения пожара в "адрес" в пользование ИП Д.А.Ю. для их технического обслуживания на основании соглашения от 16 ноября 2011 года не свидетельствует о выполнении администрацией Ольгинского городского поселения соответствующей обязанности, поскольку из заключенного соглашения не следует, что лицо, которому переданы в пользование пожарные мотопомпы, имеет специальность моториста и прошло специальную подготовку для работы на данной технике. Кроме того, из буквального смыла пункта 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации следует, что моторист (водитель) должен быть закреплен за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров. Данное требование администрацией Ольгинского городского поселения также не соблюдено.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Пунктом 9.13 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 178, установлено, что если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 куб.м. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка. На соединительном трубопроводе со стороны искусственного водоема следует предусматривать решетку.
В ходе проверки, проведенной ОНД Ольгинского муниципального района, установлено, что на территории "адрес" оборудован искусственный водоем, который в связи с тем, что в поселении проживает менее 5000 человек, подлежит использованию в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения. При этом данный водоем не оборудован приемным колодцем для забора из него воды автонасосами или мотопомпами в соответствии с пунктом 9.13 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
Доводы заявителя о том, что на территории "адрес" не предусмотрены искусственные водоемы для тушения пожаров, опровергаются материалами проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 8.6 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 9.9 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" определено, что у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 года N 387-ст, распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности. Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.
Данным стандартом установлены, в том числе требования к знакам пожарной безопасности, под которыми понимаются знаки безопасности, предназначенные для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара).
Таблицей "Ж1" приложения "Ж" "Знаки пожарной безопасности" предусмотрен знак F07 "Пожарный водоисточник", который подлежит установке в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин.
Материалами проведенной проверки подтверждено, что указатели направления движения к пожарным водоемам в "адрес" установлены в нарушение пункта 8.6 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", поскольку на всех знаках указано расстояние до водоисточника - 100 метров, в то время как эти знаки установлены в разных местах населенных пунктов. Кроме того, у источников наружного противопожарного водоснабжения в "адрес" и искусственного водоема отсутствуют знаки пожарной безопасности, предусмотренные приложением "Ж" ГОСТ Р 12.4.026-2001.
С учетом установленных обстоятельств оснований для признания предписания ОНД Ольгинского муниципального района об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 10 апреля 2014 года N 50/1/24-1 незаконным не имеется, поскольку администрацией Ольгинского городского поселения не были исполнены в полном объеме обязанности, возложенные на органы местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права являются снованиями для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственного пожарного надзора и не повлекло нарушение прав органа местного самоуправления, заявление администрации Ольгинского городского поселения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 5 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления администрации Ольгинского городского поселения о признании незаконным предписания ОНД Ольгинского муниципального района УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 10 апреля 2014 года N 50/1/24-1 отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.