судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Важениной Н.С., Марченко О.С.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первореченского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о возложении обязанности
по апелляционному представлению прокурора
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 апреля 2014 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения прокурора Ровенко В.В., возражения представителей администрации г. Владивостока - Савочкина Д.Д. и Вакулич М.О. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Первореченского района г. Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки улично-дорожной сети г. Владивостока ОГИБДД УМВД по г. Владивостоку совместно с прокуратурой было установлено, что на пути следования несовершеннолетних учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 82 с углубленным изучением предметов естественнонаучного профиля г. Владивостока" от ул. Карьерная до учреждения образования, в районе домов 18, 71 "а" по ул. Снеговая, а также в районе дома N 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке отсутствуют светофоры и дорожные разметки предусмотренные ГОСТ Р 50597-93. Ссылаясь на то, что на администрацию г. Владивостока возложена обязанность по содержанию состояния дорог местного значения, в том числе по оборудованию технических средств организации дорожного движения правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, а указанный участок дороги не соответствует требованиям действующего законодательства, что создает угрозу безопасности несовершеннолетних, пользующихся услугами данного образовательного учреждения, нарушает их права и законные интересы, прокурор уточнив исковые требования просил возложить на администрацию г. Владивостока обязанность по установке светофоров и дорожной разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке и дома N 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, а также по установке дорожного знака 1.17 "Искусственная неровность" и разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 18 по ул. Снеговой в г. Владивостоке в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.
Представитель администрации г. Владивостока с иском не согласился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что спорный участок дороги не находится в ведении администрации г. Владивостока, а находится на балансе Министерства обороны РФ.
Представитель третьего лица не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку поддержал исковые требования и указал, что на участке дороги по ул. Адмирала Горшкова в 2014 году были случаи наездов на школьников.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился прокурор, подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что суд не дал надлежащей оценки доказательствам, представленным в материалы дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение подлежим отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 6 названного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со
статьями 30, 32, 46 Устава города Владивостока Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, включая автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10. 1993 года N 221, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Пунктом 4.1.1 и 4.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками и дорожной разметкой.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки улично - дорожной сети было выявлено, что на пути следования несовершеннолетних учащихся МБОУ "СОШ N 82" от ул. Карьерная до образовательного учреждения, в районе дома 71 "а" по ул. Снеговая, а также в районе дома 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке отсутствуют светофоры и дорожные разметки 1.14.1 "Зебра", в районе дома N 18 по ул. Снеговой в г. Владивостоке отсутствуют дорожная разметка 1.14.1 "Зебра" и дорожный знак 1.17 "Искусственная неровность", которые являются необходимыми.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о возложении обязанности по установке светофоров, дорожных разметок и дорожного знака на указанных участках дороги на администрацию г. Владивостока, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств надлежащей передачи дорожного объекта (проезжая часть улично - дорожной сети, проходящая по ул. Адмирала Горшкова и Анны Щетининой) с баланса "Регионального управления заказчика капитального строительства Восточного военного округа "РУЗКС ВПО" администрации г. Владивостока и об отсутствии оснований для установки светофора в районе дома 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке, поскольку интенсивность движения пешеходов не достигает 10% от требуемых показателей.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Так, согласно информации ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации от 11.02.2014 N 141/6-1604 проезжая часть в районе дома N 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке расположена на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040014:240. Согласно приказу Министра обороны от 22.12.2012 г. N 3820 и передаточному акту от 28.01.2013 N 1, данный земельный участок передан в собственность города Владивостока.
Как следует из ответа начальника ФКУ Минобороны России "ДЭУ N 16" от 07.02.2014 за N 67 автомобильная дорога (проезжая часть) в районе дома N 32 по ул. Горшкова на учёте и в реестре федерального имущества за ФКУ Минобороны России "ДЭУ N 16" не числится.
Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ судебная коллегия считает, что принадлежность автомобильной дороги в районе дома N 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке ответчику нашла свое подтверждение.
То обстоятельство, что указанная дорога отсутствует в реестре муниципальной собственности, не свидетельствует об обратном, поскольку согласно передаточному акту N 1 от 28.01.2013 г. глава города Владивостока принял земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:240 в собственность.
Также отказывая в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности по установке светофора в районе дома N 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, суд сослался на п. 7.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" пешеходный светофор устанавливается при условии интенсивности движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 единиц в час (для дорог разделительной полосой - 1000 единиц в час) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 часов рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающую проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пешеходов в час. При этом указал, что по результатам выездной совместной проверки с участием представителя администрации г. Владивостока, представителя ГИБДД, прокурора определено, что интенсивность движения пешеходов, необходимая для установки светофорного объекта, не достигает 10% от требуемых показателей, что исключает один из необходимых элементов совокупности условий, необходимых для установки светофорного объекта.
Вместе с тем, актом проверки от 5 марта 2014 года подтверждается необходимость установки светофора в районе дома N 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке. Оценка интенсивности движения транспортных средств и пешеходов дана в виде замечаний к акту проверки сотрудником администрации г. Владивостока. При этом подсчет произведен в период времени с 14 час. 45 мин. до 15 час. 10 мин., а не в течение 8 часов, как этого требует п. 7.2.14 ГОСТ Р 52289-2004.
Согласно п.7.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденных приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют в том числе при наличии Условия 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Согласно таблице 10, являющейся приложением к условию N 1, светофор устанавливается при наличии 1 полосы движения в 1 направлении в случае, если интенсивность движения транспортных средств по главной дороге в двух направлениях составляет не менее 750 единиц в час.
Кроме того, как следует из обжалуемого решения, судом не дана оценка требованиям прокурора относительно возложения обязанности на администрацию города по нанесению дорожной разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке и установке дорожного знака 1.17 "Искусственная неровность" и разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 18 по ул. Снеговой в г. Владивостоке.
Необходимость нанесения указанной дорожной разметки и дорожного знака на указанных участках дороги подтверждается актом проверки от 5 марта 2014 года. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком представлено не было.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия находит требования прокурора о возложении обязанности по установке светофоров и дорожной разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке и дома N 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке, а также дорожного знака 1.17 "Искусственная неровность" и разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 18 по ул. Снеговой в г. Владивостоке подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия определяет трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 апреля 2014 года отменить, апелляционное представление удовлетворить. Вынести по делу новое решение. Иск прокурора Первореченского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о возложении обязанности удовлетворить. Возложить на администрацию г. Владивостока обязанность по установке светофоров и нанесению дорожной разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 32 по ул. Адмирала Горшкова в г. Владивостоке и дома N 71 "а" по ул. Снеговой в г. Владивостоке в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, а также по установке дорожного знака 1.17 "Искусственная неровность" и нанесению дорожной разметки 1.14.1 "Зебра" в районе дома N 18 по ул. Снеговой в г. Владивостоке в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.