Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Кунгурцевой И.В., Корчагиной П.А.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кипер ФИО11 к Находкинской таможне об оспаривании дисциплинарного взыскания по апелляционной жалобе Находкинской таможни на решение Находкинского городского суда Приморского края от 21 марта 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Кипер ФИО12 .
Заслушав доклад судьи Кунгурцевой И.В., выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО5 , представителей Находкинской таможни ФИО6 , ФИО7 , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кипер А.Е. обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 11 апреля 2013 года предоставил в ОГС и К таможни справку о доходах установленного образца, в разделе 3 указал счета, имеющиеся в банковских учреждениях, в том числе, открытый в ОАО ФИО13 " N с остатком денежных средств ... рублей. 14 октября 2013 года Находкинской транспортной прокуратурой вынесено представление "Об устранении нарушений законодательства в государственной гражданской службе", на основании которого вынесен приказ N от 11 ноября 2013 года "О проведении проверки". По итогам проверки издан приказ N от 24 декабря 2013 года о привлечении его к юридической ответственности в виде дисциплинарного взыскания "выговор". Полагал, что вынесенное дисциплинарное взыскание является неправомерным и не соответствующим действующему законодательству. При вынесении решения о наложении дисциплинарного взыскания не установлена его вина. Указанные в приказе выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кредитный счет N , который не указан в справке, был открыт 29 декабря 2012 года с целью разового зачисления денежных средств для их перечисления в торговую организацию в счет оплаты товара, приобретенного истцом в кредит. Денежные средства в размере ... руб., зачисленные ОАО " ФИО14 " 29 декабря 2012 года в качестве кредитных средств на счет клиента, согласно поручения последнего подлежали перечислению в пользу продавца ЗАО " ФИО16 в тот же день, т.е. 29 декабря 2012 года. Таким образом, 31 декабря 2012 года он не мог иметь на указанном счете какие-либо денежные средства, так как вся сумма была оплачена за приобретенные у ЗАО " ФИО15 " телефон и смартфон. Истец просил приказ N от 24.12.2013 года "О результатах проверки" начальника Находкинской таможни ФИО8 в части применения к старшему лейтенанту таможенной службы, оперуполномоченному ОРО Кипер А.Е. меры юридической ответственности в виде наложения дисциплинарного взыскания признать незаконным и отменить.
Представитель Кипер А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Кипер А.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, спор рассмотрен в его отсутствие.
Представители ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 21 марта 2014 года удовлетворены исковые требования Кипер А.Е. к Находкинской таможне об оспаривании дисциплинарного взыскания: признан незаконным и отменен приказ N от 24 декабря 2013 года "О результатах проверки" начальника Находкинской таможни ФИО17 в части применения к старшему лейтенанту таможенной службы оперуполномоченному ОРО Кипер А.Е. меры юридической ответственности в виде наложения дисциплинарного взыскания "выговор".
Не согласившись с постановленным решением суда, представитель Находкинской таможни обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку при расчете срока привлечения к дисциплинарной ответственности судом учтен только срок проведения служебной проверки, назначенной приказом таможни от 17 октября 2013 года N N , при этом срок проведения проверки, назначенной приказом начальника таможни от 11 ноября 2013 года N , судом не учтен. Судом неправомерно указано, что с момента поступления информации о совершении Кипер А.Е. правонарушения и до издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания прошел 71 день. Фактически дисциплинарное взыскание было наложено на Кипер А.Е. через 19 дней со дня поступления информации о совершении им коррупционного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены, в связи с чем доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кипер А.Е., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ N от 24 декабря 2013 года в части применения к Кипер А.Е. меры юридической ответственности в виде наложения дисциплинарного взыскания - выговора является незаконным и подлежащим отмене, поскольку с момента поступления информации о совершении Кипер А.Е. оспариваемого правонарушения -14 октября 2013, года до издания приказа о наказании - 24 декабря 2013 года, прошел 71 день. Суд учел срок проведения проверки с 11 ноября 2013 года по 09 декабря 2013 года, а так же то обстоятельство, что Кипер А.Е. 7 календарных дней находился в командировке с 10 ноября 2013 года по 16 ноября 2013 года. По мнению суда, работодатель нарушил установленный законом месячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку Кипер А.Е. привлечен к дисциплинарной ответственности 24 декабря 2013 года, т.е. спустя 42 дня со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст.20 ФЗ от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
В соответствии с п.п.1, 4 ч.1 ст.8 ФЗ от 25.12.2008 N273-Ф3 "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части, а именно граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.п. 5, 15 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" государственный служащий представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Ответственность за непредставление или представление заведомо ложных сведений о доходах, предусмотренная п. 15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N559, возлагается на представившего эти сведения гражданина или федерального государственного служащего соответственно.
В случае непредставления или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается дисциплинарной ответственности в соответствии со ст.29 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии со ст. 29.1 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за несоблюдение сотрудником таможенного органа ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст 29 настоящего Федерального закона: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.
Взыскания, предусмотренные ст.ст.29.1, 29.2 вышеназванного закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с п.4 ст.29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также п.3 ст.59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов/гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника таможенных органов/гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Кипер А.Е. с 09 сентября 2011 года является оперуполномоченным оперативно-розыскного отдела Находкинской таможни.
11 апреля 2013 года оперуполномоченным ОРО Находкинской таможни Кипер А.Е. предоставлена в ОГС и К таможни Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего.
14 октября 2013 года в Находкинскую таможню поступило представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе, которые выразились в том, что Кипер А.Е. 29 декабря 2012 года открыт счет N в ОАО " ФИО18 " с имеющимися денежными средствами на 31 декабря 2012 года в сумме 49842 руб., сведения о которых не отражены в Справке.
Факт непредоставления сведений о денежных средствах, находящихся на указанном счете в ОАО " ФИО19 ", Кипер А.Е. в судебном заседании не оспаривался.
17 октября 2013 года начальником Находкинской таможни издан приказ N738 "О проведении служебной проверки" по фактам, изложенным в представлении Находкинской транспортной прокуратуры от 14 октября 2013 года N "Об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе". Служебную проверку провести в период с 17 октября 2013 года по 07 ноября 2013 года.
07 ноября 2013 года начальником Находкинской таможни было утверждено заключение о результатах служебной проверки по фактам, изложенным в представлении Находкинской транспортной прокуратуры от 14.10.2013 N "Об установлении нарушений законодательства о государственной гражданской службе". Согласно указанного заключения выявлено нарушение норм закона сотрудниками Находкинской таможни. Так, Кипер А.Е. в представленной Справке за 2012г. в разделе 3 не указал сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях, т.е. не отразил в Справке счет N N , открытый 29.12.2012 года в ОАО ФИО20 ", с имеющимися денежными средствами по состоянию на 31.12.2012 в сумме ... руб.
С учетом сведений, полученных в ходе указанной проверки, начальником Находкинской таможни принято решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений, представленных, в том числе, оперуполномоченным ОРО А.Е. Кипер в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год.
11 ноября 2013 года начальником Находкинской таможни издан приказ N "О проведении проверки" на основании Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 года N "О проверке достоверности полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными служащими требований к служебному поведению" в период с 11 ноября 2013 года по 10 декабря 2013 года.
Приказом N от 24 декабря 2013 года "О результатах проверки" за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении пункта 62 раздела III должностной инструкции оперуполномоченного ОРО, утвержденной начальником таможни 16 ноября 2011 года, в части невыполнения требований ст.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N273-Ф3 "О противодействии коррупции", ст.5, 15 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", в соответствии со ст.29.1 Федерального закона от 21.07.1997 N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" Кипер А.Е. объявлен выговор.
По мнению судебной коллегии, и первая проверка (с 17 октября 2013 года по 07 ноября 2013 года), и вторая проверка (с 11 ноября 2013 года по 10 декабря 2013 года) являются проверкой по исполнению требований законодательства о государственной службе в части соблюдения ограничений государственными служащими и противодействия коррупции.
Срок проверки (с 17 октября 2013 года по 07 ноября 2013 года), (с 11 ноября 2013 года по 10 декабря 2013 года) составляет 52 дня, которые в силу п.4 ст.29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также п.3 ст.59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" не учитываются при исчислении срока взыскания за правонарушения.
Таким образом, фактически дисциплинарное взыскание было наложено на Кипера А.Е. через 19 дней после поступления информации о совершении им коррупционного правонарушения, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, проведенная в отношении Кипер А.Е. проверка проведена в установленные законом сроки, соответственно, приказ начальника Находкинской таможни N от 24 декабря 2013 года "О результатах проверки" в части привлечения Кипер А.Е. к юридической ответственности в виде дисциплинарного взыскания - выговор является правомерным.
Мера дисциплинарного взыскания - выговор применен к Кипер А.Е. с учетом характера и степени вины.
Доводы апелляционной жалобы о законности и своевременности издания приказа о наказании Кипер А.Е. судебная коллегия полагает обоснованными по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кипер А.Е.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 21 марта 2014 года отменить с вынесением нового решения.
В удовлетворении исковых требований Кипер ФИО21 к Находкинской таможне об оспаривании дисциплинарного взыскания отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.