Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей Бичуковой И.Б., Наконечной Е.В.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спасского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" с Буссевка Спасского района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда
по апелляционной жалобе департамента финансов Приморского края
на решение Спасского районного суда Приморского края от 14 апреля 2014 года, которым требования удовлетворены. На МБОУ "СОШ N 2" с Буссевка Спасского района Приморского края возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность обеспечить МБОУ "СОШ N 2" с. Буссевка Спасского района Приморского края денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент финансов Приморского края возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту науки и образования Приморского края для предоставления МБОУ "СОШ N 2" с Буссевка Спасского района Приморского края с целью обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения уда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., мнение прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Спасского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2" с. Буссевка, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Спасского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования, в результате которой установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной управлением образования администрации Спасского района, библиотечный фонд МБОУ "СОШ N 2" с. Буссевка укомплектован не полностью.
Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МБОУ "СОШ N 2" с. Буссевка и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе при отсутствии у них на то обязанности, что противоречит нормам законодательства.
Прокурор, уточнив требования, просил возложить на МБОУ "СОШ N 2" с Буссевка обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, путем направления заявок на приобретение необходимых учебников и учебных пособий в администрацию Приморского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на департамент финансов Приморского края - выделить денежные средства департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МБОУ "СОШ N 2" с Буссевка с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе; на департамент образования и науки Приморского края - обеспечить МБОУ "СОШ N 2" денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ N 2" с. Буссевка в судебном заседании полагал требования обоснованными, не оспаривал факт того, что библиотечный фонд не укомплектован учебниками в полном объеме. Указал, что данная ситуация сложилась по причине недостаточного финансирования.
Представитель департамента финансов Приморского края в представленном в суд отзыве не согласился с иском, полагая, что департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом указал, что согласно Закону Приморского края от 20.12.2012 года N143-К3 "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является Департамент образования и науки Приморского края. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей департамента финансов Приморского края и департамента образования и науки Приморского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, о дате и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, согласно статье 18 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 03.07.09 N 171-па.
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" с. Буссевка бесплатной учебной литературой, суд с учетом названных положений закона правильно возложил на указанное общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями, а на департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию данного учебного учреждения с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда.
Учитывая, что департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к департаменту финансов Приморского края, возложив на него обязанность по выделению денежных средств, необходимых департаменту науки и образования Приморского края для обеспечения ими общеобразовательного учреждения.
Так как на основании статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение указанных гарантий в Приморском крае должна быть возложена на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31.01.06 N 32-па, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 2 указанного Положения, департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Таким образом, возложение судом обязанности на департамент финансов Приморского края по выделению денежных средств департаменту образования и науки Приморского края, обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.05 N 320-K3 "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края", которые не оспорены заинтересованными лицами, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Несмотря на то, что пунктом 3 статьи 3 Закона Приморского края N 320-K3 (в редакции от 20.12.12) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Несостоятельным признается и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета.
Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено определение нормативов согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 настоящего Закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счет местного бюджета.
Так как доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, и им судом дана надлежащая оценка, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.