Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.
судей Федоровой Л.Н., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о возложении обязанности по организации ликвидации и сбора свалки бытового мусора
по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.02.2014, которым возложена на администрацию г. Владивостока обязанность организовать сбор и вывоз бытового мусора с несанкционированной свалки в районе д. 8 по ул. Пушкинская в г. Владивостоке в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Н., заключение прокурора Качановской А.А., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Владивостока о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов на территории, прилегающей к зданию по "адрес" , а также свалку бытовых отходов между домом N по "адрес" и учебным корпусом ... в "адрес" .
Иск мотивирован тем, что организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Несанкционированная свалка влечет за собой возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также вред окружающей природной среде.
Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать администрацию г. Владивостока организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированной свалки, расположенной между домом N по "адрес" и учебным корпусом ... в "адрес" и ликвидировать указанную свалку.
Представитель администрации г. Владивостока иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.02.2014 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Владивостока просит об отмене решения суда, указывает, что прокурором не доказан факт нарушения администрацией санитарно-эпидемиологических норм, администрация г. Владивостока не несет ответственности за размещенную свалку отходов, поскольку указанная свалка образовалась не в результате деятельности администрации.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из акта от 10.12.2013, составленного специалистами департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, при осмотре территории между жилым домом N по "адрес" и учебным корпусом ... обнаружен брошенный гараж без дверей, внутри которого находятся различные бытовые и строительные отходы. Площадь свалки составляет 18 кв.м.
При таких обстоятельствах, оценивая собранные доказательства, суд обоснованно возложил на администрацию г. Владивостока обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.
Доводы жалобы о недоказанности факта нарушения администрацией санитарно-эпидемиологических норм, а также о том, что свалка возникла не в результате деятельности администрации, в связи с чем администрация не несет ответственности, не могут быть приняты судебной коллегией.
Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.