Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Шароглазовой О.Н., Степановой Е.В.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ЗАТО г.Большой Камень Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ГО ЗАТО Большой Камень о возложении обязанности произвести ремонт асфальтового покрытия тротуара
по апелляционной жалобе представителя администрации ГО ЗАТО Большой Камень Митяева Г.В.
на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 30 апреля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию ГО ЗАТО Большой Камень возложена обязанность произвести ремонт асфальтового покрытия тротуара (пешеходной дороги) на участке дороги от дома "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., выслушав возражения прокурора Звягинцевой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО Большой Камень обратился в суд с названным иском в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере безопасности дорожного движения было установлено, что на участке от дома "адрес" разрушено асфальтовое покрытие тротуара (пешеходной дорожки). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Бездействие администрации ГО ЗАТО Большой Камень, уклоняющейся от приведения в соответствие с требованиями ГОСТа Р 52766-2004 асфальтового покрытия тротуара (пешеходной дорожки) на указанном участке нарушает законодательство Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределённого круга лиц. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор ЗАТО г.Большой Камень просил обязать администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень обеспечить безопасность дорожного движения путем проведения ремонта асфальтового покрытия указанного участка дороги - тротуара (пешеходной дорожки) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель прокуратуры ЗАТО г.Большой Камень в судебном заседании на иске настаивал, ссылаясь на приведенные в исковом заявлении доводы.
Представитель администрации ГО ЗАТО Большой Камень возражений против заявленных требований не высказал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация ГО ЗАТО Большой Камень, её представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов, местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 вышеназванного закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п. 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Аналогичные положения отражены в "Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденных письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, "Рекомендациях по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", утвержденных распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 N ОС-557-р.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г.Большой Камень совместно с сотрудниками МО МВД России по ЗАТО и на РО Приморского края, специалистами МКУ "Служба единого заказчика", 26.03.2014 года на участке от дома "адрес" выявлены разрушения асфальтового покрытия тротуара (пешеходной дорожки).
Этот факт подтвержден актом обследования от 26.03.2014 года N 3.
Установив, что администрацией ГО ЗАТО Большой Камень меры для приведения тротуара (пешеходной дорожки) на указанном участке дороги в соответствии с установленными требованиями стандартов, норм и правил не принимаются, а доказательств обратного ответчиком не представлено, суд пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора.
Учитывая, что оставление проезжей части в том виде, в которой она существует, представляет общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, и оставление ее в таких условиях, может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества, судебная коллегия признает правильным вывод суда об обоснованности иска. Поскольку в нарушение действующего законодательства администрацией ГО ЗАТО Большой Камень не организовано обеспечение безопасности дорожного движения на названном выше участке дороги, суд первой инстанции правильно возложил на нее обязанность устранить нарушение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация ГО ЗАТО Большой Камень не имеет необходимых лимитов бюджетных обязательств, поскольку бюджет ГО ЗАТО Большой Камень на 2014 год уже принят и утвержден до принятия оспариваемого решения, судебная коллегия находит необоснованным и не может являться основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона, поскольку данный факт не освобождает администрацию от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
С учетом изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа ЗАТО Большой Камень - Митяева Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.