Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Важениной Н.С.
судей Ковалева С.А., Марченко О.С.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спасского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 9" с. Хвалынка Спасского района, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование
по апелляционной жалобе Департамента финансов Приморского края
на решение Спасского районного суда Приморского края от 14 апреля 2014 года, которым требования удовлетворены. На МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка Спасского района Приморского края возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Департамент образования и науки ПК возложена обязанность обеспечить МБОУ "СОШ N 9" с. Хвалынка Спасского района Приморского края денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Департамент финансов ПК возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту науки и образования ПК для предоставления МБОУ "СОШ N 9" с. Хвалынка Спасского района ПК с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав прокурора Звягинцеву Т.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Спасского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N9" с. Хвалынка Спасского района, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Спасского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования, в результате которой установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной управлением образования Спасского муниципального района библиотечный фонд данного образовательного учреждения укомплектован не полностью.
Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МБОУ "СОШ N9" и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе при отсутствии у них на то обязанности, что противоречит нормам законодательства.
Прокурор, уточнив требования, просил возложить на МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка Спасского района обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных до 1 сентября 2014 г.; на Департамент финансов Приморского края - выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе; на Департамент образования и науки Приморского края - обеспечить МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка исковые требования признал и пояснил, что в настоящий момент библиотечный фонд образовательного учреждения укомплектован не полностью по причине недостаточного финансирования.
Представитель Департамента финансов Приморского края в судебное заседание не явился, в представленном в суд отзыве не согласился с иском, а также с привлечением Департамента финансов Приморского края в качестве ответчика по настоящему делу. При этом указал, что согласно Закону Приморского края от 20.12.2012 года N143-К3 "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является Департамент образования и науки Приморского края. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента образования и науки Приморского края.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился Департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на Департамент финансов ПК обязанности выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка с целью обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента финансов Приморского края, МБОУ "СОШ N 15", Департамента образования и науки Приморского края не явились. Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. При этом на основании п. 2 данной статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
С 01.09.2013 вступил в законную силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. В п. 3 ст. 5 Закона вновь подтверждена общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ "Об образовании" обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (пп. 13 п. 2 ст. 26.3).
Пунктом 8.17 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 N 171-па к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ "СОШ N 9" с. Хвалынка бесплатной учебной литературой в 2013 году, который в судебном заседании ответчиками не оспаривался, суд с учетом названных положений закона правильно возложил на Департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию мероприятий учебного учреждения по обеспечению учебной литературой.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с п. 7.2 раздела II Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов ПК осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Департамент финансов Приморского края обязанность по выделению денежных средств Департаменту образования и науки Приморского края, как на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы Департамента финансов Приморского края о неправильном применении норм материального права со ссылкой на нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.2005 N 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края" признаются судебной коллегией несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Приморского края N 320-КЗ (в ред. от 20.12.2012) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Суд, анализируя указанную норму права, пришел к верному выводу, что недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не является основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета, основан на неправильном толковании нормативно-правовых актов и не является основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права применены судом правильно.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.