Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Важениной Н.С.
судей Ковалева С.А., Марченко О.С.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спасского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 15" с. Кронштадтка, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование
по апелляционной жалобе Департамента финансов Приморского края
на решение Спасского районного суда Приморского края от 25 марта 2014 года, которым требования удовлетворены; на МБОУ "СОШ N15" с. Кронштадтка возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, до 1 сентября 2014 года; на Департамент образования и науки ПК возложена обязанность обеспечить МБОУ "СОШ N 15" с. Кронштадтка денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, до 1 сентября 2014 года; на Департамент финансов ПК возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки ПК для предоставления МБОУ "СОШ N 15" с. Кронштадтка с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе до 1 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав прокурора Звягинцеву Т.А., считавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Спасского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N15" с. Кронштадтка, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Спасского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования, в результате которой установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной управлением образования Спасского муниципального района библиотечный фонд данного образовательного учреждения укомплектован не полностью.
Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МБОУ "СОШ N15" и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе при отсутствии у них на то обязанности, что противоречит нормам законодательства.
Прокурор, уточнив требования, просил возложить на МБОУ "СОШ N15" с. Кранштадтка Спасского района обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных до 1 сентября 2014 г.; на Департамент финансов Приморского края - выделить денежные средства Департаменту науки и образования Приморского края для предоставления МБОУ "СОШ N15" с. Кронштадтка с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе; на Департамент образования и науки Приморского края - обеспечить МБОУ "СОШ N15" с. Кронштадтка денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ N15" с. Кронштадтка в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также представил письменный отзыв, в котором иск признал и указал, что в силу требований законодательства библиотечный фонд образовательного учреждения должен быть укомплектован. Однако выделяемых денежных средств недостаточно для приобретения всей необходимой литературы, в связи с чем, финансирование необходимо увеличить.
Представитель Департамента финансов Приморского края в представленном в суд отзыве не согласился с иском, а также с привлечением Департамента финансов Приморского края в качестве ответчика по настоящему делу. При этом указал, что согласно Закону Приморского края от 20.12.2012 года N143-К3 "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является Департамент образования и науки Приморского края. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Департамента образования и науки Приморского края, в представленном суду отзыве также не согласился с требованиями, а также с привлечением Департамента образования и науки Приморского края в качестве ответчика по настоящему делу, указал что с 2006 года по 2013 год Департамент образования и науки в полном объеме произвел финансирование расходов общеобразовательных учреждений Спасского муниципального района на достаточное пополнение библиотечных фондов учреждений учебниками.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей "МБОУ СОШ N 15" с. Кронштадтка, Департамента финансов Приморского края и Департамента образования и науки Приморского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился Департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на Департамент финансов ПК обязанности выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МБОУ "СОШ N9" с. Хвалынка с целью обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента финансов Приморского края, МБОУ "СОШ N 15", Департамента образования и науки Приморского края не явились. Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. При этом на основании п. 2 данной статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
С 01.09.2013 вступил в законную силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. В п. 3 ст. 5 Закона вновь подтверждена общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ "Об образовании" обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (пп. 13 п. 2 ст. 26.3).
Пунктом 8.17 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 N 171-па к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ "СОШ N 15" с. Кронштадтка бесплатной учебной литературы в 2013 году, суд с учетом названных положений закона правильно возложил на Департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию мероприятий учебного учреждения по обеспечению учебной литературой.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с п. 7.2 раздела II Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов ПК осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Департамент финансов Приморского края обязанность по выделению денежных средств Департаменту образования и науки Приморского края, как на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы Департамента финансов Приморского края о неправильном применении норм материального права со ссылкой на нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.2005 N 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края" признаются судебной коллегией несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Приморского края N 320-КЗ (в ред. от 20.12.2012) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Суд, анализируя указанную норму права, пришел к верному выводу, что недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не является основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета, основан на неправильном толковании нормативно-правовых актов и не является основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права применены судом правильно.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 25 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.