Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Стрюкова Д.А.
судей: Розановой М.А., Бичуковой И.Б.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Фокино в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа ЗАТО г. Фокино об оборудовании электроприемника котельной резервным источником электропитания
по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Фокинского городского суда Приморского края от 29 апреля 2014 года об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Розановой М.А., выслушав заключение прокурора Ровенко В.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя КГУП "Примтеплоэнерго" Кляйн Н.А., представителя администрации городского округа ЗАТО г. Фокино Морозовой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Фокино 18.11.2013 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа ЗАТО г. Фокино, филиалу "Фокино" КГУП "Примтеплоэнерго", указав в обоснование требований, что теплоснабжение объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры городского округа ЗАТО г. Фокино осуществляется филиалом "Фокино" КГУП "Примтеплоэнерго" с использованием котельных N "адрес" , котельной N 10/3 "адрес" и котельной N 4 п "адрес" , оснащенных различным электропринимающим оборудованием (электроприемниками), посредством которого обеспечивается функционирование системы водонагревательных котлов и насосов. В ходе проведенной проверки совместно с Дальневосточным управлением Ростехнадзора установлено, что электроснабжение котельной N 9/2 г. Фокино, расположенной "адрес" не отвечает требованиям п.п. 14.1 и 14.2 СНиП П-35-76 "Котельные установки", поскольку котельная не обеспечена отдельным резервным дизель-генератором, что влечет отсутствие возможности обеспечить надежное функционирование электрооборудования котельной. Поскольку собственником котельных является администрация городского округа ЗАТО г. Фокино, на которую законом возложена обязанность по организации надежного теплоснабжения населения с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, просил признать незаконным бездействие администрации городского округа ЗАТО г. Фокино и филиала "Фокино" КГУП "Примтеплоэнерго" по оборудованию электроприемников котельной N 9/2 г. "адрес" отдельным резервным источником электропитания, независимым от основного источника электропитания в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также обязать администрацию городского округа ЗАТО г. Фокино, филиал "Фокино" КГУП "Примтеплоэнерго" оборудовать электроприемники указанной котельной отдельным резервным источником электропитания, независимым от основного источника электропитания в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В судебном заседании 17.12.2013 по ходатайству прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика филиала "Фокино" КГУП "Примтеплоэнерго" на КГУП "Примтеплоэнерго".
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования; в редакции от 08.04.2014 просил обязать администрацию городского округа ЗАТО г. Фокино, КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Фокино" обеспечить надлежащее электроснабжение электроприемников сетевых насосов котельной N 9/2 г. Фокино путем обеспечения их электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, а также обеспечение перерыва их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания лишь на время автоматического восстановления питания. (л.д. 130)
В судебном заседании прокурор отказался от иска к КГУП "Примтеплоэнерго", настаивая на требованиях к администрации городского округа ЗАТО г. Фокино. Просил признать незаконным бездействие администрации по оборудованию электроприемников котельной N 9/2 г. "адрес" отдельным резервным источником электропитания, независимым от основного источника электропитания в соответствии с требованиями законодательства РФ и обязать администрацию в срок до 01.11.2014 обеспечить надлежащее электроснабжение электропремников сетевых насосов котельной путем обеспечения их электроэнергией от двух независимых взаимно взаимно резервирующих источников питания, а также обеспечения перерыва их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания лишь на время автоматического восстановления питания.
Представитель КГУП "Примтеплоэнерго" суду пояснил, что котельная находится в муниципальной собственности и по договору аренды собственником котельной передана в аренду КГУП для выполнения функций теплоснабжения и горячего водоснабжения. Ответственность по обеспечению котельных резервными источниками электроснабжения несет арендодатель, которым является администрация. Просил в иске к КГУП "Примтеплоэнерго" отказать.
Представитель администрации городского округа ЗАТО г. Фокино иск не признал и пояснил, что котельная относится ко второй категории надежности электроснабжения и работает на одну систему производства тепловой энергии. Котельная задействуется при запуске горячего водоснабжения на территории г. Фокино и является дополнительной мощностью по отношению к котельной N 9/1, предназначенной для производства тепловой энергии для отопления объектов в "адрес" . Администрацией приняты меры по обеспечению котельной N 9/2 резервными источниками электроснабжения, заключен соответствующий договор. В случае нарушения электроснабжения котельной N 9/2 на период устранения аварии котельная будет подключена к передвижному источнику электроснабжения мощностью 400кВт. Поскольку права граждан этим не нарушаются, просил в иске отказать.
Решением Фокинского городского суда Приморского края от 29 апреля 2014 года признано незаконным бездействие администрации городского округа ЗАТО г. Фокино по обеспечению надлежащего электроснабжения котельной N 9/2 г. Фокино. На администрацию городского округа ЗАТО г. Фокино возложена обязанность в срок до 01.11.2014 оборудовать двумя независимыми взаимно резервирующими источниками электропитания котельную N 9/2 "адрес" обеспечив надлежащее электроснабжение электроприемников сетевых насосов котельной и перерыв их электроснабжения при его нарушении от одного из источников питания лишь на время автоматического восстановления питания.
Определением Фокинского городского суда Приморского края от 29 апреля 2014 года производство по иску прокурора ЗАТО г. Фокино в интересах неопределенного круга лиц к КГУП "Примтеплоэнерго" прекращено в связи с отказом от исковых требований к КГУП "Примтеплоэнерго".
С решением суда не согласилась администрация городского округа ЗАТО г. Фокино, представителем которой подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда и прекращении производства по делу.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы. Пояснил, что согласно договору, действовавшему до передачи имущества в собственности администрации Приморского края, на администрацию городского округа ЗАТО г. Фокино возложена обязанность по обеспечению котельных резервными источниками электропитания. Администрация как орган местного самоуправления организует работу по теплоснабжению, но не производит эти работы самостоятельно. В настоящее время имущество передано администрации приморского края, в связи с чем просил решение суда отменить.
Представитель КГУП "Примтеплоэнерго" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (подп. "г" и "ж" п. 2 ст. 11 названного закона).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года N 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, в первую из которых входят электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Судом установлено, что теплоснабжение объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры городского округа ЗАТО г. Фокино осуществляется филиалом "Фокино" КГУП "Примтеплоэнерго" с использованием котельных N 9/1 и N 9/2 г. Фокино.
Котельная N 9/2, расположенная по адресу: г "адрес" является муниципальной собственностью и передана по договору аренды муниципального имущества от 11.11.2011 КГУП "Примтеплоэнерго".
В соответствии с п. 2.1.5 договора на арендодателя, которым является администрация городского округа ЗАТО г. Фокино, возложена обязанность по обеспечению резервными источниками электроснабжения котельных в кратчайшие сроки с момента подписания договора. (л.д. 20-21)
В ходе проведенной совместно с Дальневосточным управлением Ростехнадзора проверки установлено, что электроснабжение котельной N 9/2 г. Фокино не отвечает требованиям п.п. 14.1 и 14.2 СНиП П-35-76 "Котельные установки", поскольку котельная N 9/2 относится к котельной 1 категории и не обеспечена отдельным резервным дизель-генератором, что влечет отсутствие возможности обеспечить надежное функционирование электрооборудования котельной, что противоречит требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденным приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204.
При доказанности факта неполной обеспеченности электродвигателей сетевых насосов котельной N 9/2 г. Фокино электроэнергией по надежности электроснабжения по первой категории от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, что противоречит п.п. 1.2.18, 1.2.19 Правил устройств электроустановок, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора, так как данное обстоятельство может повлечь за собой выход из строя котельной в течение отопительного сезона и причинить материальный ущерб здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность администрации Приморского края не могут быть приняты во внимание, поскольку в суд первой инстанции соответствующие доказательства не представлены, оценка им не дана.
Ссылка в жалобе на выполнение ответчиком обязательств по обеспечению потребителей городского округа ЗАТО г. Фокино тепловой энергией не является основанием для отмены принятого судом решения, т.к. доказательств обеспечения котельной резервными источниками электропитания ответчик суду не представил.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского городского суда Приморского края от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа ЗАТО г. Фокино - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.