Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г., Судницыной С.П.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белецкой В.Ю. о признании незаконным решения администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края о снятии с учета лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, по апелляционной жалобе администрации Кавалеровского муниципального района на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 6 мая 2014 года, которым заявление удовлетворено, на администрацию Кавалеровского муниципального района возложена обязанность восстановить Белецкую В.Ю. и членов ее семьи в очереди граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с даты подачи ею первоначального заявления 2 февраля 1995 года.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., объяснения Белецкой В.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белецкая В.Ю. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что на основании ее заявления от 2 февраля 1995 года органом местного самоуправления Кавалеровского района было принято решение от 15 февраля 1995 года N 151 о постановке ее с членами семьи в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья". На основании договора от 26 декабря 2001 года N 6278 она получила в собственность от муниципального образования "Кавалеровский район" трехкомнатную квартиру общей площадью 57,4 кв.м., однако это не лишает ее права на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.
Постановлением главы администрации Кавалеровского муниципального района от 24 марта 2010 года N 143 на основании ее заявления от 25 февраля 2010 года она была включена в очередь по категории "пенсионер" на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Кавалеровского района согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В соответствии с постановлением главы администрации Кавалеровского муниципального района от 8 февраля 2011 года N 44 она считается состоящей в очереди с даты подачи первоначального заявления, то есть с 2 февраля 1995 года. Однако 6 августа 2013 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района она и члены ее семьи исключены с учета лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, по дате 2 февраля 1995 года и поставлены на учет с 25 февраля 2010 года в связи с выявлением в предоставленных ей документах не соответствующих действительности сведений, а также неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет по дате первичного заявления от 2 февраля 1995 года. Она полагает, что законных оснований для такого решения у районной администрации не имелось, поскольку все представленные ей документы соответствуют действительности, каких-либо решений, подтверждающих неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке ее в очередь по дате первичного заявления, не имеется, и правоохранительными органами Кавалеровского района не принималось.
В связи с изложенным Белецкая В.Ю. просила восстановить ее в списках лиц - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", имеющих право на получение жилищной субсидии, с даты подачи первоначального заявления 2 февраля 1995 года.
В судебном заседании Белецкая В.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель администрации Кавалеровского муниципального района Величко Л.А. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Белецкая В.Ю. изначально не имела право на включение в очередь на получение субсидий, поскольку не подтвердила надлежащим образом тот факт, что она состояла в очереди на получение жилья по месту своей прежней работы. По ее мнению, представленные Белецкой В.Ю. документы не соответствуют действительности и не отвечают требованиям закона.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Белецкой В.Ю. просит в апелляционной жалобе администрация Кавалеровского муниципального района, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует материалов дела, на основании заявления Белецкой В.Ю. от 2 февраля 1995 года органом местного самоуправления Кавалеровского района было принято постановление от 15 февраля 1995 года N 151 о постановке ее с членами семьи в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278.
Согласно протоколу N 1 от 8 февраля 2011 года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района, утвержденному постановлением главы администрации Кавалеровского муниципального района от 8 февраля 2011 года N 44, за Белецкой В.Ю. признано право состоять в очереди на получение субсидии для приобретения жилья с даты подачи первичного заявления 2 февраля 1995 года.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района от 6 августа 2013 года N 7, утвержденным постановлением главы администрации Кавалеровского муниципального района от 21 августа 2013 года N 363, Белецкая В.Ю. и члены ее семьи исключены с учета лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, по дате 2 февраля 1995 года и поставлены на учет с 25 февраля 2010 года в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, а также неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет лиц, не нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно статье 1 указанного Закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 Закона определена очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан, которая зависит от даты подачи гражданами заявлений для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
В соответствии с пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае: получения жилищной субсидии заявителем или членом его семьи; выезда в другую местность на постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств жилищных субсидий на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им жилищных субсидий, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение жилищной субсидии; подачи по месту учета заявления о снятии с учета; смерти; изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что у администрации Кавалеровского муниципального района отсутствовали правовые основания для исключения Белецкой В.Ю. из очереди лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, по дате постановки на учет 2 февраля 1995 года, поскольку право Белецкой В.Ю. на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей было признано органом местного самоуправления, что подтверждается постановлением главы администрации Кавалеровского района от 15 февраля 1995 года N 151 о постановке Белецкой В.Ю. на учет и включении ее в соответствующий список.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции верным, основанным на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального права.
В соответствии с Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278, право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имели граждане, состоявшие на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лица, имевшие право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшие это право. Указанным Положением к гражданам, имеющим право на получение субсидий, были отнесены лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Принимая оспариваемое решение о снятии Белецкой В.Ю. с учета имеющих право на получение жилищных субсидий по дате 2 февраля 1995 года, орган местного самоуправления исходил из того, что Белецкой В.Ю. были представлены документы, в которых содержатся не соответствующие действительности сведения, вследствие чего должностными лицами было неправомерно принято решение о постановке на ее учет.
Под документом, содержащим не соответствующие действительности сведения, администрация Кавалеровского муниципального района признала справку председателя профкома Центральной обогатительной фабрики о том, что Белецкая В.Ю. с 10 сентября 1987 года состояла по месту работы на учете на получение благоустроенного жилья.
По мнению органа местного самоуправления, представленный Белецкой В.Ю. документ не подтверждает факт того, что она состояла на учете по улучшению жилищных условий, что в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием являлось необходимым условием для признания за лицом право на получение безвозмездных субсидий, поскольку в силу
разъяснений, содержащихся в Письме Госстроя РФ, Минфина РФ от 3 марта 1994 года N БЕ-19-6/3 "О Примерном перечне и формах необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или приобретение жилья", заявитель должна была представить копию решения администрации и профсоюзной организации предприятия, организации, учреждения, подтверждающего принятие ее на учет по улучшению жилищных условий, с указанием даты постановки на учет.
Обстоятельства, на которые ссылается администрация Кавалеровского муниципального района, не являются достаточным основанием для принятия оспариваемого решения в связи с тем, что органом местного самоуправления, как предусмотрено частью 1 статьи 249 ГПК РФ, не доказано несоответствие действительности сведений, содержащихся в справке, а именно то, что Белецкая В.Ю. по месту своей работы не состояла на учете по улучшению жилищных условий.
Таким образом, доводы органа местного самоуправления о предоставлении Белецкой В.Ю. несоответствующих действительности сведений при обращении 2 февраля 1995 года с заявлением о предоставлении жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обоснованно признаны судом первой инстанции неподтвержденными.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом при вынесении решения норм процессуального права являются необоснованными.
Заявителем Белецкой В.Ю. оспаривалось решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кавалеровского муниципального района от 6 августа 2013 года N 7, утвержденное постановлением главы администрации Кавалеровского муниципального района от 21 августа 2013 года N 363, которым Белецкая В.Ю. исключена с учета лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, по дате 2 февраля 1995 года совместно с членами ее семьи.
Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с указанной нормой суд с целью устранения в полном объеме допущенного нарушения права заявителя обоснованно принял решение о возложении на администрацию Кавалеровского муниципального района обязанности по восстановлению Белецкой В.Ю. и членов ее семьи в очереди граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с даты подачи ею первоначального заявления 2 февраля 1995 года. При этом орган местного самоуправления при исполнении решения суда в силу возложенных на него полномочий не лишен права на определение членов семьи Белецкой В.Ю., которые в соответствии с действующим законодательством подлежат учету при предоставлении гражданину - участнику подпрограммы жилищной субсидии
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 6 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.