Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г., Судницыной С.П.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области по апелляционной жалобе Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 5 мая 2014 года, которым заявление удовлетворено, предписание от 28 января 2014 года N 003 государственного инспектора Юго-Восточного отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору признано незаконным и отменено.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Свешниковой М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
председатель Общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края Радецкий Д.Д. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в отношении общественной организации управлением Россельхознадзора выдано предписание об устранении нарушений законодательства о ветеринарии. Он считает, что предписание вынесено незаконно, так как постановлениями Правительства РФ от 11 июня 2008 года N 445 и от 27 января 2010 года N 31 из полномочий Россельхознадзора исключены полномочия по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. В связи с этим просил признать оспариваемое предписание незаконным и отменить его.
В судебном заседании Радецкий Д.Д. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе представитель Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что при проведении 28 января 2014 года на основании приказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 27 декабря 2013 года N 2106-пр внеплановой выездной проверки в отношении общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о ветеринарии. В связи с этим общественной организации выдано предписание от 28 января 2014 года N 003, согласно которому организации предписано в срок до 1 сентября 2014 года установить специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов) с постоянным контролем за соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки; организовать мониторинг эпизоотической ситуации среди диких кабанов, включая отбор проб биологического материала от павших животных, отбор и направление проб в ветеринарную лабораторию для исследования на вирус африканской чумы; разместить на территории охотугодий подкормочные площадки, кормовые поля для диких животных с исключением доступа к ним домашнего скота.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору из функций Россельхознадзора исключены полномочия по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и общественная организация охотников и рыболовов не является лицом, на которое возложена обязанность карантирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными по следующим основаниям.
Предписание от 28 января 2014 года N 003 вынесено по результатам проверки, целью которой являлось соблюдение общественной организацией охотников и рыболовов требований законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии. К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Согласно условиям выданной общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, общественная организация при осуществлении пользования животным миром обязана соблюдать и исполнять ветеринарные и санитарные требования.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" является осуществление государственного ветеринарного надзора.
В части 1 статьи 9 Закона "О ветеринарии" под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 2 названной статьи государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Пунктом 12 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476, к предмету проверок при осуществлении федерального государственного надзора отнесено выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных.
Приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 года N 476 утвержден Перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, к которым относятся африканская чума свиней и трихинеллез.
Перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2010 года N 491, предусматривает предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий. Одним из таких мероприятий является использование ветеринарных препаратов для профилактики и лечения болезней диких животных (охотничьих ресурсов), обязательное проведение по результатам диагностических исследований во время карантирования соответствующих обработок, иммунопрофилактики, выбраковки диких животных (охотничьих ресурсов) с целью недопущения заноса возбудителей заразных болезней животных и их распространения на территории охотничьих угодий.
Следовательно, общественная организация охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края, осуществляя свою уставную деятельность, обязана соблюдать требования ветеринарного законодательства, результаты проверки исполнения которого и являлись основанием для выдачи предписания.
При таких обстоятельствах предписание Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 28 января 2014 года N 003 является законным и обоснованным, вынесено управлением в пределах компетенции данного органа, при наличии достаточных оснований и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылка заявителя на то, что постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года N 445 и от 27 января 2010 N 31 исключены полномочия Россельхознадзора по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не имеет правового значения, поскольку Управление Россельхознадзора проводило проверку не в сфере надзора за соблюдением законодательства в отношении объектов охоты, а в сфере ветеринарии.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы заявителя не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 5 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 28 января 2014 года N 003 отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.