Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Виноградовой О.Н., Корчагиной П.А.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о признании незаконным бездействия по организации выполнения работ по замене участка тепловых сетей и возложении обязанности организовать данные работы по апелляционной жалобе администрации Лесозаводского городского округа на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 28.04.2014, которым иск удовлетворён, признано незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа по замене участка тепловых сетей от ТК 60 (в районе магазина "Березка") до ТК 64 (пересечение улиц Будника и Пушкинская) в г. Лесозаводске Приморского края; на администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность организовать в срок до 15.08.2014 выполнение работ по замене участка тепловых сетей от ТК 60 (в районе магазина "Березка") до ТК 64 (пересечение улиц Будника и Пушкинская) в г. Лесозаводске Приморского края.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., пояснения прокурора Качановской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о признании незаконным бездействия по организации выполнения работ по замене участка тепловых сетей и возложении обязанности организовать данные работы. В обоснование требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что тепловые сети от ТК 60 (в районе магазина "Березка") до ТК 64 (пересечение улиц Будника и Пушкинская) в г. Лесозаводске являются ветхими и нуждаются в замене. Так, указанный подземный участок тепловой сети имеет коррозионный износ трубопровода 85%, на данном участке разрушена изоляция в результате замокания от порывов теплосетей и подтопления ливневыми водами. На данном участке имели место частые порывы трубопровода, установка бандажей, что свидетельствует о необходимости замены трубы по подаче и обратному трубопроводу.
Участок тепловых сетей от ТК 60 (в районе магазина "Березка") до ТК 64 (пересечение улиц Будника и Пушкинская) в г. Лесозаводске является муниципальной собственностью, передан администрацией городского округа по договору аренды КГУП "Примтеплоэнерго". Между тем, проведение работ по замене тепловых сетей на указанном участке в программу по ремонту теплоснабжающей организации Примтеплоэнерго не включено.
Считает, что обязанность по ремонту участка тепловой сети в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ должна быть возложена на собственника имущества - администрацию Лесозаводского городского округа.
Бездействие по замене участка тепловых сетей может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г. Лесозаводска.
Просил признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа по не проведению работ по замене участка тепловых сетей от ТК 60 (в районе магазина "Березка") до ТК 64 (пересечение улиц Будника и Пушкинская) в г. Лесозаводске Приморского края; обязать администрацию Лесозаводского городского округа в срок до 15.08.2014 выполнить работы по замене участка тепловых сетей.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, уточнив их, просил обязать администрацию Лесозаводского городского округа в срок до 15.08.2014 организовать выполнение работ по замене участка тепловых сетей от ТК 60 до ТК 64 в срок до 15.08.2014.
Представитель КГУП "Примтеплоэнерго" в судебном заседании с иском согласился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Лесозаводского городского округа.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Лесозаводского городского округа, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании исследованных доказательств судом установлен факт нахождения тепловых сетей на участках от ТК 60 (в районе магазина "Березка") до ТК 64 (пересечение улиц Будника и Пушкинская) в г. Лесозаводске в ветхом состоянии. Так, тепловые сети на указанном участке имеют коррозионный износ, частичное разрушение отдельных составляющих частей. Кроме того, имеется разрушение теплоизоляционного и покрывного слоя.
В результате обследования тепловых сетей на указанном участке комиссией, состоящей из представителей органа местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжающей организации, а также инженера, была установлена необходимость в проведении капитального ремонта тепловых сетей.
В соответствии с договором аренды от 06.06.2012 Управление имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа (арендодатель) предоставило КГУП "Примтеплоэнерго" (арендатор) во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество для выполнения функций теплоснабжения. В перечень переданного имущества вошёл спорный участок сети теплоснабжения.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О теплоснабжении" (далее ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Поскольку непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене спорного участка тепловых сетей может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - жителей г. Лесозаводска в жилищно-коммунальной сфере и поставит под угрозу их жизнь и здоровье, суд правомерно признал бездействие администрации Лесозаводского городского округа, как собственника имущества, по неорганизации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей незаконным.
Возлагая обязанность по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей на администрацию городского округа, суд исходил из того, что администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделённая полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работу уполномоченных лиц в целях защиты прав неопределённого круга лиц - жителей Лесозаводского городского округа на получение надлежащего и соответствующего нормам СНиП теплоснабжения.
Выводы суда согласуются с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ, предусматривающими, что к вопросам местного значения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств также предусмотрены.
Применив действующее законодательство, суд правомерно возложил обязанность по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей на администрацию городского округа.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Лесозаводского городского округа является ненадлежащим ответчиком, на законе не основан в силу вышеприведённого.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что постановлением администрации Лесозаводского городского округа от 13.09.2013 N 1235 "Об утверждении муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие системы газоснабжения в Лесозаводском городском округе" предусмотрены мероприятия по проведению капитального ремонта тепловых сетей от ТК60 до ТК64, в связи с чем требования истца необоснованны, на правильность выводов суда не влияет. На день принятия судом решения исследованными доказательствами подтверждён факт нахождения тепловых сетей в ветхом, неисправном состоянии, тогда как доказательств, свидетельствующих о принятии органом местного самоуправления достаточных и эффективных мер к устранению выявленных недостатков, стороной ответчика не представлено. Принятие указанного муниципального правового акта не подтверждает исполнение возложенной судом обязанности организовать выполнение работ по ремонту спорного участка тепловых сетей.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей в срок до 15.08.2014, повлечёт дополнительные расходы бюджета городского округа, не является обстоятельством, влекущим освобождение органа местного самоуправления от возложенной судом обязанности. Кроме того, ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, ссылаясь на указанные обстоятельства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 28.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.