Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лозенко И.А.
судей Ковалева С.А., Степановой Е.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Приморскому краю", о снятии судна с регистрационного учета, признании судового билета недействительным,
по апелляционной жалобе представителя ОАО "Приморсклеспром" (третье лицо) - Дорошенко В.А. ,
на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 мая 2014 года, которым на ФКУ "Центр ГИМС МЧС РФ по Приморскому краю" возложена обязанность снять с регистрационного учета плашкоут, 1988г. постройки, регистрационный (бортовой) номер N , в течении 5 дней со дня вступления в силу решения суда.
Судовой билет N признан недействительным.
На ОАО "Приморсклеспром" возложена обязанность принять меры по снятию регистрационного учета плашкоут, 1988г. постройки, регистрационный (бортовой) номер N
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А., выслушав пояснения Приморского транспортного прокурора Бородкин Д.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФКУ "Центр ГИМС МЧС РФ по Приморскому краю", просил возложить на ФКУ "Центр ГИМС МЧС РФ по Приморскому краю" обязанность по снятию с регистрационного учета плашкоута, 1988г. постройки, регистрационный (бортовой) номер N в течении 5 дней после вступления в силу решения суда; признать недействительным судовой билет N N а так же возложить на привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "Приморсклеспром" обязанность принять меры по снятию регистрационного учета указанного судна.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними.
В ходе проверки установлено, что указанное выше судно, имеющее длину 24,8 м., зарегистрировано в реестре маломерных судов 01.04.2001г. на основании заявления представителя ОАО "Приморсклеспром".
Вместе с тем, Федеральным законом от 23.04.2012г. N 36-ФЗ изменены критерии отнесения судов к маломерным, в связи с чем указанное выше судно, имеющее длину более двадцати метров, подлежит исключению из реестра маломерных судов. Данное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ с проведением предусмотренного в таком случае освидетельствования судна, с целью обеспечения экологической безопасности водного объекта, на котором это судно эксплуатируется, в том числе предупреждения загрязнения нефтью, сточными водами и мусором.
В связи с этим прокурор полагает, что регистрация указанного судна в качестве маломерного не позволяет осуществлять необходимый контроль и надзор за его эксплуатацией, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, использующих водный объект и другие суда, а так же значительного ущерба окружающей среде.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС РФ по Приморскому краю" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие. В направленных в суд возражениях указал, что осуществленные до принятия Федерального закона от 23.04.2012г. N 36-ФЗ действия по регистрации судна являлись законными. Указывает на то, что исключение судна из реестра маломерных судов возможно исключительно по заявлению собственника судна, либо уполномоченного им лица. В связи с изложенным считает, что надлежащим ответчиком по делу является судовладелец - ОАО "Приморсклеспром". Так же указывает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность признания судового билета недействительным.
Представитель ОАО "Приморсклеспром" в судебное заседание так же не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие. В направленных в суд возражениях против удовлетворения иска так же возражал. Считает, что требования прокурора направлены на оспаривание права собственности ОАО "Приморсклеспром" на указанное выше судно.
Судом постановлено решение, с которым не согласился представитель ОАО "Приморсклеспром", им подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене. Ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность судовладельца по снятию с учета ранее зарегистрированного судна, не подпадающего под вновь введенные критерии маломерного судна. Считает, что признанием судового билета недействительным решается вопрос о правах ответчика на плашкоут.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях прокурор просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Выпиской из судовой книги Тернейского участка ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по ПК" подтверждается, что плашкоут, 1988г. постройки, длиной 24,8 м., принадлежащий ОАО "Приморсклеспром" зарегистрирован в реестре маломерных судов 01.04.2011г. с присвоением регистрационного (бортового) номера N
Федеральным законом от 23.04.2012г. N 36-ФЗ года внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе, в части определения понятия маломерного судна. Частью 3 ст.7 Кодекса торгового мореплавания РФ предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Таким образом, изменен критерий отнесения судна к категории маломерного.
Суда, длина которых превышает 20 метров, в соответствии со ст.35 указанного кодекса подлежат регистрации в Государственном судовом реестре капитаном морского порта.
По правилам ст.44 КТМ РФ в случае, если судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном п.4 ст.33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.
Поскольку в связи с изменением законодательства принадлежащий ОАО "Приморсклеспром" плашкоут перестал являться маломерным судном, его собственником должны быть предприняты меры для его перерегистрации. Учитывая, что в разумные сроки таких действий совершено не было, обращение прокурора в суд с настоящим иском является обоснованным, а решение суда о снятии судна с регистрационного учета - правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что закон не имеет обратной силы, а изменение законодательства не влечет недействительность регистрации судна является несостоятельным, поскольку в соответствии с п.2 ст.4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Нахождение плашкоута на учете в ГИМС в качестве маломерного судна является длящимся правоотношением, в связи с чем, со дня вступления Федерального закона от 23.04.2012г. N 36-ФЗ в силу данный нормативный правовой акт подлежал применению к указанным отношениям.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004г. N 835 Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, инспекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Основными задачами государственной инспекции по маломерным судам являются осуществление государственного надзора за маломерными судами и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; осуществление в установленном порядке классификации, освидетельствования, государственной регистрации и учета маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; осуществление ведения реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов к участию в плавании.
Таким образом, исходя из задач и полномочий государственной инспекции по маломерным судам, а также обязанности руководствоваться в своей деятельности федеральными законами, изменение правового регулирования, следствием которого явилось несоответствие данных, внесенных в реестр маломерных судов о принадлежности к данной категории судов принадлежащего ОАО "Приморсклеспром" плашкоута, является основанием для принятия ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по ПК" мер по исключению (снятию) данного судна с учета в качестве маломерного судна.
Вывод суда первой инстанции о недействительности судового билета плашкоута N является правомерным, поскольку судовой билет был выдан на маломерное судно, а в соответствии с действующим в настоящее время законодательством данный плашкоут маломерным судном не является.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что принятым решением прекращается право собственности ОАО "Приморсклеспром" на плашкоут является юридически несостоятельной, поскольку предметом настоящего иска является не регистрация за обществом права собственности, а порядок регистрации судна в реестре судов Российской Федерации, что не является тождественными понятиями.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО "Приморсклеспром" - Дорошенко В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий : Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.