Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А.
судей: Федоровой Л.Н., Кунгурцевой И.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности недвижимое имущество и организовать его обслуживание
по апелляционной жалобе ОАО "Электросервис", апелляционному представлению Лесозаводского межрайонного прокурора на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 19.05.2014, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Н., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., представителя ОАО "Электросервис" - ФИО8 ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лесозаводский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лесозаводского городского округа, просил возложить обязанность включить водовод водопровода между домами N и N от "адрес" до "адрес" по ул. "адрес" , в реестр муниципальной собственности и организовать его обслуживание.
В обоснование заявленных требований указал, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка не предмет соблюдения администрацией Лесозаводского городского округа законодательства о порядке распоряжения имуществом, находящимся на территории округа, в результате которой установлено, что данный водовод является бесхозяйным объектом, обслуживается ОАО "Электросервис".
Указав, что непринятие мер по постановке на учет бесхозяйного объекта влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории городского округа и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что водовод является муниципальной собственностью, ранее он обслуживался МУП "Водоканал", а после его банкротства собственником сетей стало ОАО "Электросервис" на основании договора купли-продажи, в котором не конкретизировано, какие водоводы переданы в собственность, указана только протяженность.
Представитель ОАО "Электросервис", привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал иск, указав, что водовод обслуживается ОАО "Электросервис", вместе с тем спорный участок сетей водопровода в собственность либо в аренду не передавался.
Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 19.05.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Электросервис" просит об отмене решения, указывает, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения, указывает, что суд ненадлежащее оценил доказательства по делу, сославшись на выписку из реестра муниципальной собственности и необоснованно принял во внимание довод администрации о том, что ранее спорный объект состоял в реестре муниципальной собственности и исключен из реестра ошибочно; право собственности на спорный объект в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п.п.1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств того, что водовод является бесхозяйным, он обслуживается надлежащим образом уполномоченной организацией ОАО "Электросервис", а требование прокурора обязать включить недвижимую вещь в реестр муниципальной собственности, фактически минуя установленный порядок, противоречит закону.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В силу положений п.п. 4.8, 15 ч. 1 ст. 16, ч. 4 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, помимо прочего, для водоснабжения населения, водоотведения.
В силу положений ч. 1 ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, водовод водопровода между домами N от "адрес" до "адрес" по ул. "адрес" протяжённостью 1177м, диаметром 150 мм, 1978 г. постройки находится на территории Лесозаводского городского округа, в реестре муниципальной собственности не значится и на балансе Лесозаводского городского округа не состоит.
Указанный водовод водопровода присоединен к водопроводной сети по "адрес" от "адрес" до "адрес" края и к водопроводной сети по "адрес" ориентировочно от "адрес" до "адрес" по ул. "адрес" , обслуживание которых осуществляет ОАО "Электросервис".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также в ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что сведения о зарегистрированных правах на указанный водовод в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в реестре муниципальной собственности администрации Лесозаводского городского округа отсутствуют.
Пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580, установлено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено.
Поскольку указанный участок водовода находится на территории муниципального округа и должен находится в собственности администрации Лесозаводского городского округа, то на администрацию следует возложить обязанность включить водовод в реестр муниципальной собственности и организовать его обслуживание.
Доводы ответчика о том, что спорный участок водовода не может рассматриваться в качестве бесхозяйного имущества, поскольку хоть водовод водопровода в 2008 г. и исключен ошибочно из реестра муниципальной собственности, однако из собственности муниципалитета не выбывал, судебная коллегия находит необоснованными.
В соответствии с п.5 ст. 2 Положения "О муниципальной казне Лесозаводского городского округа", утвержденного Решением Думы Лесозаводского городского округа от 31.07.2012, N 538-НПА, включение в состав и исключение из состава имущества муниципальной казны объектов, осуществляется на основании муниципальных правовых актов администрации городского округа.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ в материалы дела таких документов ответчиком, не представлено.
Указание администрации на то, что спорный водовод не состоит на учете в уполномоченном органе в качестве бесхозяйного имущества, что является препятствием к включению его в реестр муниципальной собственности, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием к отказу для удовлетворения требований прокурора.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Из данных норм следует, что именно ответчик как орган местного самоуправления был обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по государственной регистрации прав на него. Таким образом, неисполнение ответчиком, возложенных на него законом обязанностей, не может являться основанием для отказа во включении спорного водовода в муниципальную собственность.
Ссылки ответчика на то, что ОАО "Электросервис" является уполномоченной организацией по обслуживанию спорного участка водовода, являются необоснованными.
В материалах дела не содержится сведений о том, что спорный участок водовода по законному основанию кем либо передавался ОАО "Электросервис".
Таким образом, законных оснований для эксплуатации указанного участка водовода водопровода у ОАО "Электросервис" не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Иск Лесозаводского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности включить недвижимое имущество в реестр муниципальной собственности и организовать его обслуживание удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа включить в реестр муниципальной собственности Лесозаводского городского округа объект: водовод водопровода, 1978 г. постройки, диаметром 150 мм, протяжённостью 1177 м, расположенный по "адрес" в г. Лесозаводске Приморского края.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа организовать обслуживание объекта: водовод водопровода, 1978 г. постройки, диаметром 150 мм, протяжённостью 1177 м, расположенный по "адрес" в г. Лесозаводске Приморского края.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.