судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Марченко О.С., Павлуцкой С.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Приморского края в защиту интересов Мишутиной Л.Н. к Департаменту здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента здравоохранения Приморского края
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 11 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
На Департамент здравоохранения Приморского края возложена обязанность по обеспечению Мишутиной Л.Н. лекарственным препаратом "Микофенолата Мофетил" по рецептам лечащего врача.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения представителя ответчика Химич В.В., прокурора Комаровой О.Н., истицы Мишутиной Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района Приморского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Мишутиной Л.Н. к Администрации Приморского края в лице Департамента здравоохранения Приморского края, указав в обоснование заявленных требований, что Мишутина Л.Н. относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными средствами, является инвалидом III группы и на основании статьи 5 Закона ПК от 20.01.1999 N 32-K3 "О лекарственном обеспечении на территории Приморского края" имеет право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение. Мишутиной Л.Н. необходим по жизненным показаниям лекарственный препарат "Микофенолата Мофетил", который включен в перечень приказа Минздравсоцразвития от 19.09.2006 N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи". Мишутина Л.Н. не получает должного лечения, в связи с чем неоднократно обращалась в Департамент здравоохранения, однако. Никаких действенных мер по обеспечению ее лекарственными средствами принято не было. Поскольку в соответствии с постановлением Администрации ПК от 15.02.2007 N 39-па "Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Приморского края" на данный орган возложена обязанность по реализации прав жителей Приморского края на охрану здоровья и медицинскую помощь, просит суд возложить на Департамент здравоохранения Приморского края обязанность по бесперебойному обеспечению по рецептам врача лекарственным препаратом "Микофенолата Мофетил" Мишутину Л.Н.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Владивостока Польшина А.Д. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. Просила возложить обязанность по предоставлению лекарственных препаратов на Департамент здравоохранения ПК, пояснив, что именно он является надлежащим ответчиком по делу.
Истица в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Департамента здравоохранения Приморского края Химич В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Департаментом исполняются полномочия в части лекарственного обеспечения, проведены аукционы на их поставку, заключены государственные контракты с победителями и аукционов с учетом утвержденных лимитов финансирования. Таким победителем в 2013 является ОАО "Фармация". Полагает, что стороной истца не представлено достаточных оснований в подтверждение своих доводов, а именно копий рецептов, выписанных врачом. А так же испрашиваемый лекарственный препарат под международным названием "Микофенолата Мофетил" не входит в перечень приказа МЗ и CP от 18.09.2006 N 665, в связи с чем, юридических оснований для обязательной закупки препарата отсутствуют.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Материалами дела подтверждается, что Мишутина Л.Н. является инвалидом III группы с диагнозом СКВ Волчаночный нефрит IV тип по ВОЗ, прогрессирующее течение и имеет право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.
Как следует из письма и.о. главного врача КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3", препарат "Мекофенолата мофетил" является для Мишутиной Л.Н. жизненно необходимым, замена его на другой препарат невозможна.
Истица состоит на отсроченном обслуживании в аптечном учреждении по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 64 по рецептам на препарат "Мекофенолата мофетил" от 11.10.2013, 07.11.2013. Указанный препарат не выдается по причине отсутствия его на региональном аптечном складе ОАО "Фармация", осуществляющим на основании государственного контракта от 07.05.2013 оказание услуг по организации логистических мероприятий по приемке, хранению и выдаче лекарственных средств в рамках обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь лекарственными препаратами в 2013 году.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (пункт 6.2).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Из пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пункт 3 части 1 статьи 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Лекарственный препарат "Мекофенолата мофетил" не входит в перечень приказа МЗ и СР РФ от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи", в связи с чем истица не имеет возможности использовать предоставленное статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет федерального бюджета.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 80 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В силу пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Следовательно, обеспечение Мишутиной Л.Н. лекарственным препаратом "Микофенолат мофетил" должно производиться за счет средств бюджета Приморского края.
Как указывалось выше, по заключениям специалистов Мишутиной Л.Н. необходим прием указанного лекарственного препарата по жизненным показаниям.
При таких обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования прокурора о возложении на Департамент здравоохранения Приморского края обязанности по обеспечению Мишутиной Л.Н. лекарственным препаратом "Микофенолат мофетил" по рецептам лечащего врача.
Указание в жалобе на отсутствие у ответчика финансовых средств для приобретения лекарственного препарата, не включенного в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача, не может служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
С учетом изложенного, отсутствие достаточных средств в бюджете и отсутствие лекарственного препарата "Микофенолат мофетил" в перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента здравоохранения Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.