Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Игошевой О.И.
судей: Розановой М.А., Наконечной Е.В.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Хасанского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса МКОУ СОШ N 2 п. Славянка к администрации Хасанского муниципального района, МКОУ СОШ N 2 п. Славянка о возложении обязанности по получению лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом
по апелляционной жалобе администрации Хасанского муниципального района
на решение Хасанского районного суда Приморского края от 01.11.2013 об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Розановой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Хасанского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение требований о лицензировании отдельных видов деятельности при эксплуатации МКОУ СОШ N 2 п. Славянка школьного автобуса, осуществляющего ежедневно перевозку 8 учащихся в отсутствие лицензии на перевозку пассажиров. Просил суд обязать МКОУ СОШ N 2 п. Славянка получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, а также обязать администрацию Хасанского муниципального района профинансировать мероприятия по лицензированию.
Представитель МКОУ СОШ N 2 п. Славянка иск не признал, полагая, что деятельность по перевозке учащихся школьным автобусом не является коммерческой, в связи с чем лицензированию не подлежит.
Представитель администрации Хасанского муниципального района иск не признал. Пояснил, что бюджет на год утвержден, средств на осуществление мероприятий по лицензированию у администрации нет.
Решением Хасанского районного суда Приморского края от 01.11.2013 на МКОУ СОШ N 2 п. Славянка возложена обязанность по получению лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
На администрацию Хасанского муниципального района возложена обязанность произвести финансирование МКОУ СОШ N 2 п. Славянка по лицензированию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом.
С указанным решением не согласилась администрация Хасанского муниципального района; представителем подана апелляционная жалоба со ссылкой на незаконность и необоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 названного закона лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Пунктом 2.5 указанных требований предусмотрена обязанность общеобразовательного учреждения, реализующего программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования, организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно при расстояниях свыше указанных в этом нормативном акте для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на специально выделенном транспорте, предназначенном для перевозки детей.
Из представленных суду документов следует, что МКОУ СОШ N 2 п. Славянка на праве оперативного управления принадлежит автобус "Школьный", которым осуществляются регулярные перевозки детей в школу и обратно по маршрутам: Рыбак, ст. Славянка, Старая Славянка, Рязановка, Нерпа, Бамбурово. (л.д. 27-33)
С учетом графика подвоза учащихся, количество перевозимых детей составляет 99 человек. (л.д. 30-33)
Удовлетворяя требования прокурора, суд правильно исходил из того, что имеют место специальные регулярные перевозки детей автобусом юридического лица в отсутствие лицензии на осуществление такого рода деятельности.
Согласно п. 3.6.7. Устава МКОУ СОШ N 2 п. Славянка Хасанского района Приморского края финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств районного бюджета и на основании бюджетной системы.
С учетом названных положений закона суд верно возложил на администрацию Хасанского муниципального района обязанность финансирования расходов по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в Федеральном законе "О лицензировании отдельный видов деятельности" императивной нормы, обязывающей общеобразовательное учреждение получать лицензию на перевозку учащихся, основан на неверном толковании норм материального права и основанием для отмены принятого судом решения не является.
Из названного закона и Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 N 637, следует, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность по перевозке учащихся школьным автобусом является частью образовательного процесса и осуществляется юридическим лицом для собственных нужд, несостоятельны с учетом характера перевозок и повышенных требований, предъявляемых законодательством к перевозкам детей.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Подвоз детей в школу не является частью образовательного процесса, оснований считать деятельность юридического лица по регулярной перевозке детей (свыше 8 человек) в общеобразовательное учреждение по определенному маршруту деятельностью юридического лица по обеспечению собственных нужд не имеется.
Срок, в течение которого ответчики обязаны совершить действия по лицензированию, определен судом разумно и обоснованно.
Недостаток финансовых средств у ответчика правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку повышенные требования, предъявляемые законодательством к перевозкам детей и, как следствие, получение лицензии на указанный вид деятельности направлено на обеспечение безопасной перевозки детей.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хасанского районного суда Приморского края от 01.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хасанского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.