Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Соловьевой О.В., Бичуковой И.Б.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутикова Г.М. к главе Дальнегорского городского округа о признании бездействия незаконными, возложении обязанности по апелляционной жалобе главы Дальнегорского городского округа на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 12 мая 2014 года, которым исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения представителя Крутикова Г.М. - Тихонова Д.Г., представителя ответчика Карпушкиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крутиков Г.М. обратился в суд с иском к главе Дальнегорского городского округа о признании бездействия незаконными, возложении обязанности, указав, что в период с 2 ноября 2007 года по 3 сентября 2012 года он замещал выборную должность главы Дальнегорского городского округа. 3 февраля 2014 года он обратился к главе Дальнегорского городского округа с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В рассмотрении заявления 17 февраля 2014 года ему было отказано, в виду отсутствия нормативной базы, определяющей порядок и условия выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа. Учитывая, что право на пенсию за выслугу лет у него возникло в ноябре 2008 года, полагает, что нормативная база имеется и его заявление должно быть рассмотрено в соответствии с Положением "О порядке установления и выплаты пенсий за выслугу лет к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, выборным лицам в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа", утверждённым решением Думы Дальнегорскогого городского округа N 298 от 22 февраля 2006 года. Просил признать незаконным бездействие главы Дальнегорского городского округа, выразившееся в оставлении его заявления от 3 февраля 2014 года без рассмотрения, возложить на главу Дальнегорского городского округа обязанность организовать рассмотрение его заявления о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет) в соответствии с Положением "О порядке установления и выплаты пенсий за выслугу лет к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, выборным лицам в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа", утверждённым решением Думы Дальнегорского городского округа N 298 от 22 февраля 2006 года, и сообщить заявителю о принятом решении.
С учётом уточнённых в судебном заседании требований, заявитель просил обязать главу Дальнегорского городского округа организовать рассмотрение его заявления о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет) и сообщить заявителю о принятом решении.
Представитель главы и администрации Дальнегорского городского округа в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что заявление Крутикова Г.М. было рассмотрено. В Дальнегорском городском округе отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления, в связи с чем истцу было отказано в назначении пенсии по выслуге лет. Положение о выплате пенсии за выслугу лет, на которое ссылается Крутиков Г.М., не может быть применено, так как оно утратило силу. В удовлетворении заявленных Крутиковым Г.М. требований просил отказать.
Судом постановлено решение, которым на главу Дальнегорского городского округа возложена обязанность организовать рассмотрение заявления Крутикова Г.М. о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет) и сообщить заявителю о принятом решении. В удовлетворении остальной части требований - отказано.
В апелляционной жалобе глава Дальнегорского городского округа просит об отмене решения суда в части возложения обязанности организовать рассмотрение заявления истца о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет) и сообщить заявителю о принятом решении.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований Крутикова Г.М. по следующим основаниям.
3 февраля 2014 года Крутиков Г.М. обратился к главе Дальнегорского городского округа с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
17 февраля 2014 года главой Дальнегорского городского округа истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в связи с отсутствием нормативной базы, определяющей порядок и условия выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия главы Дальнегорского городского округа, выразившееся в оставлении заявления Крутикова Г.М. без рассмотрения, судом верно указано, что действия ответчика по рассмотрению заявления соответствуют установленным законом требованиям, отсутствует нарушение прав и свобод истца. В этой части решение суда не обжалуется.
Вместе с тем, решение содержит неверный вывод о том, что глава Дальнегорского городского округа должен организовать рассмотрение заявления Крутикова Г.М. и привести в своём ответе, по представленным заявителем документам правовые основания для отказа, а также мотивы отказа в назначении доплаты к пенсии.
Из материалов дела следует, что по заявлению Крутикова Г.М. ответчиком принято решение об отказе в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, выраженное в ответе от 17 февраля 2014 года N 193. Основанием отказа в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии явилось отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления в Дальнегорском городском округе.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11, пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Вместе с тем, такое пенсионное обеспечение, в силу части 3 статьи 23, части 1 статьи 24 указанного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объёме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счёт средств соответствующих бюджетов. Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Решением Думы Дальнегорского городского округа N 298 от 22 февраля 2006 года утверждено Положение "О порядке установления и выплаты пенсий за выслугу лет к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, выборным лицам в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа".
Согласно пункту 1 статьи 5 Положения, выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, получавшему трудовую пенсию на момент избрания либо на момент прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления, уволенному в связи с прекращением полномочий, устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии, если он осуществлял полномочия на постоянной основе не менее 12 (двенадцати) полных месяцев перед увольнением. Пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии устанавливается независимо от стажа муниципальной службы в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 75 процентов среднемесячного денежного содержания выборного лица местного самоуправления.
Решением Думы Дальнегорского городского округа N 1233 от 29 июля 2010 года утверждено Положение "О порядке и условиях выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа", которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Пунктом третьим решения Думы N 1233 от 29 июля 2010 года признано утратившим силу решение Думы Дальнегорского городского округа N 298 от 22 февраля 2006 года "О Положении "О порядке установления и выплаты пенсий за выслугу лет к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, выборным лицам в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа".
Положение, утверждённое решением Думы от 29 июля 2010 года N 1233 распространяет своё действие только на лиц, замещавших должности муниципальной службы.
Учитывая, что в Дальнегорском городском округе отсутствует положение о порядке и условиях выплаты пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления, Крутикову Г.М., как лицу, замещавшему выборную должность в органах местного самоуправления в период с 2 ноября 2007 года по 3 сентября 2012 года обоснованно было отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Поскольку заявление истца главой Дальнегорского городского округа рассмотрено и по нему принято решение, выраженное в письме от 17 февраля 2014 года N 193, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности организовать рассмотрение заявления Крутикова Г.М. и даче по нему ответа.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 12 мая 2014 года отменить в части возложения обязанности на главу Дальнегорского городского округа организовать рассмотрение заявления Крутикова Г.М. о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет) и сообщить заявителю о принятом решении.
В этой части принять новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Крутикова Г.М. к главе Дальнегорского городского округа в части возложения обязанности организовать рассмотрение заявления о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет) и сообщить заявителю о принятом решении.
В остальной части решение суда оставить без изменения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.