судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Павлуцкой С.В., Ковалёва С.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО35 г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО13 , ФИО31 о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности в границах муниципального образования
по апелляционной жалобе представителя администрации ФИО14 на решение Ленинского районного суда ФИО15 от 06 мая 2014 года, которым исковые требования прокурора ФИО36 г. Владивостока удовлетворены, на администрацию ФИО17 возложена обязанность по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы в границах территории поселения административно - территориального управления "адрес" администрации ФИО18 , расположенного по адресу: г. Владивосток, п-ов "адрес" , с. "адрес" , препятствующей распространению огня от природных пожаров; на ФИО41 возложена обязанность по принятию мер по созданию подразделения пожарной охраны на территории поселения г. "адрес" , п-ов "адрес" , с. "адрес" .
Заслушав доклад судьи Приморского краевого суда Крайниковой Т.В., объяснения представителя администрации ФИО19 Савочкина Д.Д., возражения прокурора Кочяновской А. А., возражения представителя ФИО47 Ярыгина Н.С., возражения представителя главного ФИО48 Саполович М. Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ФИО38 г. Владивостока обратился с иском в суд, в интересах неопределенного круга лиц в обоснование требований указав, что по результатам прокурорской проверки в селе "адрес" выявлены нарушения требований противопожарной безопасности. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ , время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в поселение составляет более 20 минут; не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а так же участия граждан в обеспечении мер пожарной безопасности в иных формах; не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, два пожарных гидранта находятся в неисправном состоянии; территория поселения не оснащена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём (огнетушителями, пожарными щитами); территория поселения административно-территориального управления ФИО39 администрации ФИО21 , расположенного по адресу: "адрес" , п-ов "адрес" , с. "адрес" , граничащая с лесным массивом не имеет защитной противопожарной полосы, препятствующей распространению огня при природных пожарах; на случай особого противопожарного режима не созданы условия для осуществления патрулирования территории добровольными пожарными гражданами РФ. С учетом уточнений, просил суд на администрацию ФИО22 возложить обязанность по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы в границах территории поселения административно-территориального управления ФИО40 администрации ФИО23 , расположенного по адресу: "адрес" , п-ов "адрес" , с. "адрес" , препятствующей распространению огня от природных пожаров; на ФИО42 возложить обязанность по созданию подразделения пожарной охраны на территории поселения с. "адрес" , п-ов "адрес" , "адрес" .
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования.
Представитель администрации ФИО24 исковые требования не признал, пояснил, что в связи с отсутствием лесных участков, находящихся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа в настоящее время и не имеется объекта муниципального лесного контроля, в том числе по возведению защитных противопожарных минерализованных полос и противопожарных разрывов на объектах защиты, граничащих с лесом.
Представитель ФИО49 в "адрес" исковые требования не признал, полагал, что ФИО50 в "адрес" является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель ФИО51 по "адрес" исковые требования не признал, пояснил, что ФИО52 по "адрес" является не надлежащим ответчиком, полагал, требования прокурора законными и обоснованными.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился представитель администрации ФИО25 , им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.
Согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 200 года N ФЗ-7, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, то есть реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 179-КЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) " "адрес" " в состав Владивостокского городского округа "адрес" включено, в том числе село "адрес" .
В соответствии с п. 1 Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 78 указанных Правил предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления селений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ).
Из материалов дела следует, что село "адрес" входит в состав Владивостокского городского округа "адрес" , при этом, в нарушение п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390, администрацией ФИО26 не приняты меры по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы. Выявленные прокуратурой нарушения нашли свое отражение в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ , а также в материалах проверки с фототаблицей. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Между тем, село "адрес" как населенный пункт, входящий в границы территории Владивостокского городского округа, является объектом защиты от пожара, соответственно органы местного самоуправления должны принимать меры по обеспечению защиты данного населенного пункта от пожара. Противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива в случае отсутствия иных препятствий должны быть ограждены: опаханы, созданы минерализованные полосы. Минерализованные полосы устраиваются фактически по территории населенного пункта, прилегающей к лесному массиву, так как они направлены на защиту именно населенного пункта от лесного пожара.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно возложил на администрацию ФИО27 обязанность по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы в границах территории с. "адрес" .
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в поселении - с. "адрес" составляет более 20 минут, в то время как дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
В соответствии с п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъекта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно положениям, установленным п.п. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым иными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
В соответствии с п. 5 Положения о противопожарной службе "адрес" , утвержденного Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 195-па (далее - Положение) одной из основных задач противопожарной службы "адрес" является организация тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) и проведение аварийно - спасательных работ.
Согласно п. 3 указанного Положения, в систему противопожарной службы "адрес" входят следующие органы управления, подразделения, учреждения: ФИО43 ; государственное казенное учреждение "адрес" по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; краевые государственные учреждения противопожарной службы "адрес" , созданные в целях профилактики пожаров и (или) их тушения на территориях соответствующих муниципальных образований "адрес" ; объектовые подразделения противопожарной службы "адрес" , созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения аварийно-спасательных работ в организациях.
В соответствии с п. 6 Положения, одной из основных функций противопожарной службы является подготовка предложений для органов государственной власти "адрес" и органов местного самоуправления муниципальных образований "адрес" по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1.1 Положения о "адрес" , утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 307-па (далее - Положение), ФИО44 (далее - Департамент) является органом исполнительной власти "адрес" , специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защити населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности.
В силу п. 1.6 указанного Положения, финансирование деятельности Департамента, осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти "адрес" .
Согласно п. 2.1.3 Положения, Департамент организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности; в силу пп. 2.1.4 Положения, готовит предложение о создании, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств краевого бюджета.
Кроме того, Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 386-па, с учетом внесенных изменений Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 328-па, утверждена государственная программа "адрес" "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах "адрес" на 2013-2017 годы", включающая в себя подпрограмму "Пожарная безопасность" (далее - Подпрограмма), исполнителем которой является ФИО45 .
Задачами указанной Подпрограммы, в том числе являются развитие инфраструктуры пожарной охраны в населенных пунктах "адрес" ; развитие системы добровольной пожарной охраны.
В соответствии с разделом 1 указанной Подпрограммы, основными правлениями деятельности государственной противопожарной службы "адрес" по обеспечению уменьшения рисков от пожаров в "адрес" является, в том числе обеспечение объектами пожарной охраны (пожарными депо) удаленных населенных пунктов "адрес" для соблюдения нормативного времени прибытия.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития "адрес" . Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Сокращение времени оперативного реагирования непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Целью подпрограммы является сокращение оперативного времени реагирования до социально приемлемого уровня для снижения риска пожаров.
Одной из основных задач, решение которой предусмотрено подпрограммой, является развитие инфраструктуры пожарной охраны в населенных пунктах "адрес" .
В соответствии с разделом VII Подпрограммы реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В ходе проверки установлено, что время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в поселении - с. "адрес" составляет более 20 минут, в то время как дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Возлагая обязанность по принятию мер по созданию подразделения пожарной охраны на территории поселения с. "адрес" , суд первой инстанции исходил из того, что ФИО46 является специально уполномоченным органом исполнительной власти "адрес" на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности.
Суд апелляционной считает данный вывод суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию представителя администрации ФИО28 , выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает. Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку доказательств, не свидетельствуют о неправильности принятого судом первой инстанции решения.
Доводов и ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ФИО30 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.