Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Виноградовой О.Н., Александровой М.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шкотовского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1 пгт. Шкотово" Шкотовского муниципального района, администрации Шкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения и осуществить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения по апелляционной жалобе администрации Шкотовского муниципального района Приморского края на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 10.06.2014, которым иск удовлетворён, на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 пгт. Шкотово" Шкотовского муниципального района Приморского края возложена обязанность установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, на администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края возложена обязанность осуществить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении - "Средняя общеобразовательная школа N 1 пгт. Шкотово" Шкотовского муниципального района Приморского края.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., пояснения прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Шкотовского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1 пгт. Шкотово" Шкотовского муниципального района (далее МБОУ "СОШ N 1"), администрации Шкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения и осуществить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в рамках которой в МБОУ "СОШ N 1" выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Так, в ходе проверки было установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
МБОУ "СОШ N 1" является муниципальным учреждением. Учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Шкотовского муниципального района.
Неисполнение МБОУ "СОШ N 1" требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования нарушает права неопределённого круга лиц - учащихся образовательного учреждения и других лиц, посещающих школу, на безопасные условия обучения, охрану жизни и здоровья. Просил обязать МБОУ "СОШ N 1" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить видеонаблюдение в образовательном учреждении, администрацию Шкотовского муниципального района обязать произвести финансирование мероприятий по установке камер видеонаблюдения в МБОУ "СОШ N 1".
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель МБОУ "СОШ N 1" и администрации Шкотовского муниципального района в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылаясь на то, что требования на законе не основаны, поскольку установка видеонаблюдения носит рекомендательный характер.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Шкотовского муниципального района, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании исследованных доказательств судом установлено, что в образовательном учреждении МБОУ "СОШ N 1" отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О противодействии терроризму".
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
МБОУ "СОШ N 1" является муниципальным бюджетным учреждением.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Применив действующее законодательство, суд правомерно возложил на МБОУ "СОШ N 1" обязанность установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении, а на администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края осуществить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, поскольку отсутствие такой системы в образовательном учреждении может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и других лиц, посещающих учреждение, а также ущерб имуществу.
Довод апелляционной жалобы администрации Шкотовского муниципального района о том, что законом не предусмотрена прямая обязанность по оборудованию системой видеонаблюдения здания образовательной организации, основан на неверном толковании норм материального права.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Утвержденная Президентом Российской Федерации 08.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу действующего законодательства исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что орган местного самоуправления самостоятельно определяет вопросы формирования бюджета и какие меры профилактики и в какой очередности необходимо принимать в целях исполнения требований законодательства, в том числе по оборудованию помещения образовательного учреждения специальными техническими средствами, не влечёт отмену решения суда. Терроризм представляет угрозу безопасности, сохранению территориальной целостности государства, его политической, экономической и социальной стабильности, осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь. Поэтому исполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму должно осуществляться в приоритетном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 10.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.