Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Судницыной С.П., Ильиных Е.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костюк С.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года N 464/94 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11 по апелляционной жалобе Костюк С.А. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 26 августа 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска Горичевой А.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Будлова И.М., полагавшего решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костюк С.А. обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что 26 июля 2014 года он в установленном законом порядке уведомил территориальную избирательную комиссию г. Уссурийска о своем согласии баллотироваться в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11 от избирательного объединения Политической партии "Умная Россия". В соответствии с избирательным законодательством при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться. Согласно части 4 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более 10 тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется. Регистрация кандидата осуществляется в заявительном порядке в соответствии с частью 1 статьи 44 Избирательного кодекса Приморского края. Из решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 24 июня 2014 года N 216/64 следует, что норма представительства избирателей по одномандатному избирательному округу N 11 составляет 9756 человек.
4 августа 2014 года он представил в избирательную комиссию заявление о регистрации его кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11 на основании документов, поданных при выдвижении. Решением избирательной комиссии от 13 августа 2014 года N 464/94 ему отказано в регистрации по тем основаниям, что 7 подписей избирателей в подписных листах признаны недействительными и недостоверными. Между тем, избирательная комиссия в нарушение избирательного законодательства при рассмотрении вопроса о регистрации не принимала во внимание его письменное заявление о регистрации кандидатом в депутаты на основании документов, представленных при выдвижении, чем нарушено его пассивное избирательное право.
По изложенным основаниям Костюк С.А. просил оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года N 464/94 признать незаконным и отменить, а также обязать территориальную избирательную комиссию г. Уссурийска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11.
В судебном заседании представитель заявителя Щетинин П.К. заявленные требования поддержал.
Представитель территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска Горичева А.В. с заявлением не согласилась, пояснив, что поскольку средняя норма представительства избирателей в Уссурийском городском округе составляет более десяти тысяч, а депутатов от политической партии "Умная Россия" в Думе Уссурийского городского округа не имеется, заявитель был обязан для регистрации представить подписи избирателей в количестве от 49 до 54 подписей. Из представленных Костюк С.А. 53 подписей - 7, что составляет более 10%, признаны недостоверными и недействительными в связи с невнесением избирателями собственноручно дат внесения подписей, исполнения подписей не самими избирателями и несоответствием сведений о месте жительства избирателей данным ОУФМС по Уссурийскому городскому округу.
Привлеченные к участию в деле представители администрации и Думы Уссурийского городского округа в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Костюк С.А., ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таких оснований при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Правом выдвигать кандидатов, списки кандидатов обладают избирательные объединения (пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Пунктом 17 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.
Заявительный порядок регистрации кандидатов при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более 10 тысяч предусмотрен частью 4 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края.
Поскольку избирательные округа должны образовываться с соблюдением принципа примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат, то исходя из данного требования средняя норма представительства избирателей должна определяться как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на число депутатских мандатов.
Условие равнозначности каждого голоса в избирательном процессе обеспечивается примерным равенством нормы представительства избирателей одномандатных округов по числу избирательных округов или примерным равенством числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных избирательных округах.
Установив, что число избирателей Уссурийского городского округа составляет 137 538 человек, где избираются 13 депутатов в Думу Уссурийского городского округа, суд сделал правильный вывод о том, что средняя норма представительства избирателей в Уссурийском городском округе составляет 10579 человек.
Следовательно, для регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11 Костюк С.А. был обязан представить в соответствующую избирательную комиссию необходимое количество подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Довод заявителя о возможности его регистрации в заявительном порядке в соответствии с частью 1 статьи 44 Избирательного кодекса Приморского края в связи с тем, что число избирателей по одномандатному избирательному округу N 11 составляет 9756 человек, обоснованно судом признан несостоятельным, как основанный на неверном толковании норм действующего избирательного законодательства, поскольку в таком случае при разной численности избирателей в округах, образованных на территории Уссурийского городского округа (либо до 10000 избирателей, либо более 10000 избирателей), нарушается установленное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ равенство прав кандидатов, участвующих в выборах.
На Политическую партию "Умная Россия", выдвинувшую Костюк С.А. кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11, не распространяется действие пунктов 3 - 7 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поэтому в связи с данным обстоятельством Костюк С.А. также был обязан в поддержку своего выдвижения кандидатом собрать подписи избирателей в необходимом количестве, установленном законом.
Несмотря на доводы о заявительном порядке регистрации, Костюк С.А. в территориальную избирательную комиссию г. Уссурийска с заявлением о регистрации были представлены подписные листы с 53 подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 11 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года N 62-КЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Итоговым протоколом по проверке достоверности представленных Костюк С.А. 53 подписей избирателей 4 подписи признаны недостоверными, 3 подписи признаны недействительными, поскольку заключением специалиста по проверке подписных листов от 8 августа 2014 года N 461ик установлено, что в подписных листах, представленных заявителем, две подписи выполнены самим Костюк С.А., две записи дат выполнены одним лицом, а по данным ОУФМС России по Приморскому краю в Уссурийском городском округе в подписных листах в отношении трех избирателей указаны недостоверные сведения об адресе места жительства, серии и номере паспорта.
В соответствии с пунктом 10, подпунктами 3, 4 пункта 11 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края, пунктом 6.3, подпунктами "г", "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Недействительными признаются подписи избирателей, в том числе подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта), без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
С учетом приведенных требований избирательного законодательства территориальной избирательной комиссией г. Уссурийска на основании заключения специалиста и официальной справки органа ФМС 7 подписей избирателей в представленных Костюк С.А. подписных листах обоснованно признаны недостоверными и недействительными. Факт нарушения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которые отвечают требованиям об их относимости, допустимости и достоверности.
Подпунктом 5 пункта 6 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края и подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В представленных Костюк С.А. подписных листах достоверными являются 46 подписей, в то время как для регистрации кандидата в депутаты Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11 требуется 49 подписей избирателей.
Давая оценку приведенным требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности отказа территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска в регистрации Костюк С.А. кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 11.
Поскольку в ходе судебного заседания не установлено нарушений со стороны территориальной избирательной комиссии положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также требований Избирательного кодекса Приморского края, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 13 августа 2014 года N 464/94 об отказе в регистрации Костюк С.А. кандидатом в депутаты.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 26 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Костюк С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.